Паника двойных граждан

Недавно "народники" добились принятия к рассмотрению сеймом законопроекта о запрете обладателям двойного гражданства работать на госслужбе ЛР, занимать посты в правительстве и баллотироваться в сейм. Сказать, что эта инициатива Народной партии вызвала недовольство у тех, кто носит в кармане два паспорта, — ничего не сказать. "Слуг двух государств" охватила паника!

Чуть ли не каждый день в латышской прессе появляются возмущенные, полные отчаяния статьи тех, кого этот законопроект непосредственно касается. Вот буквально в минувший вторник влиятельный представитель репшистской партии, мультимиллионер Вилис Витолс в огромной публикации в “Латвияс авизе” долго стенал по поводу законопроекта “народников”, рассказывал о том, почему лично ему трудно отказаться от второго гражданства — Венесуэлы. Эта латиноамериканская страна его приютила в послевоенные годы, и теперь отказ от гражданства будет своего рода предательством и неуважением к Венесуэле. Также г–н Витолс постоянно твердит о неудобстве, которое этот закон создает для обладателей двух паспортов. Ведь это же нужно проходить целую процедуру отказа от второго подданства, объяснять, почему ты решил порвать связь со второй (первой) родиной.

Доводы слуг двух и более государств выглядят очень уж несерьезными. В конце концов, никто не заставляет их идти на госслужбу, баллотироваться в сейм. Хочешь и дальше иметь два и более паспорта, иметь две и более родины — пожалуйста, твое право. Вот только тогда не лезь во власть ни в одной стране. Это вполне логичное условие для любого уважающего себя государства. Такая практика существует в большинстве стран мира. Но в том–то и проблема, что представители латышской эмиграции стремятся именно во власть, и их паника по поводу инициативы “народников” объясняется страхом потерять возможность быть у кормушки. Ведь многие представители латышской диаспоры рискнули приехать в нищую (в сравнении с их второй родиной) Латвию только ради того, чтобы занять здесь какой–то высокий пост. Извините, но “простыми” предпринимателями или менеджерами они могли бы работать и в своих США, Канаде и Венесуэле.

Таким образом, обладатели двойных паспортов хотят и власть в Латвии получить, и сохранить “запасной аэродром” на случай неудачи. В истории новейшей Латвии достаточно примеров, когда двойной гражданин, не попав в сейм или не став президентом, тут же забывает о любви к “отеческим местам” и улетает восвояси. Вообще забавно наблюдать, как эти “патриоты” теперь негодуют по поводу утраты “привилегий”. Ведь второй паспорт (гражданина США, Австралии, Канады и др.) давал им еще и чувство превосходства над своими латвийскими коллегами в политике и в госвласти.

Но самое забавное во всей этой истории, что обладатели двойных паспортов — в основном, кстати, приверженцы радикальных взглядов — отчасти оказались… в шкуре неграждан. Как известно, двойные граждане обвиняли неграждан в том, что они–де не чувствуют своей привязанности к Латвии, они к ней не лояльны. Поэтому и не могут решиться на натурализацию. “Они еще не определились, оставаться им в Латвии или уехать в Россию”, — гневно заключали в том числе и наши политики с двойным гражданством. А что же вы сами, господа? Как оказалось теперь, и вы не в состоянии определиться — где ваша родина и какому государству вы хотите служить. Негражданам же определяться нечего, ведь для них Латвия — единственная родина. Они здесь родились, учились и работали. И никуда отсюда не убегали.

Остается только поблагодарить тех, кому пришла в голову идея такого законопроекта. Это неплохая “проверка на вшивость”.

P. S. Мы не ставим всех двойных граждан на одну доску. Среди них есть и те, кто еще до всяких законов отказался от второго паспорта. Например, нынешний министр внутренних дел Эрик Екабсонс.

03.07.2004 , 18:15

latgaleonline.lv


Темы: ,
Написать комментарий