Вели в светлое будущее, а привели в тупик

Ну и правители! То, закрутив интригу, искали, кто умыкнул три миллиона долларов, и не нашли. Теперь ищут, кто же кусок родины «продал». Тоже не найдут. Экс-глава МИДа Валдис Биркавс уверен, что «следопыты» (нынешнее правительство. - А. К.) «вошли совсем не в те двери, там они обожгутся еще больше». Намекнул, что тем, кто сегодня правит, невыгодно глубоко копать, как бы им действительно не погореть...


Без участия половины населения страной управлять невозможно


Валдис Биркавс утверждает, что договор о границе не был парафирован, по крайней мере он никаких распоряжений не давал. И вообще то был совсем «сырой» документ. А на днях в МИДе выяснили, что «не все документы, в том числе и касающиеся отношений с Россией, находились там, где им надлежало быть, и сейчас задача – выяснить, кто ими последний раз пользовался и почему произошло нарушение хранения секретных документов», – обрисовал ситуацию министр Пабрикс. Неужто шпионы завелись?

После Биркавса МИД возглавлял «путеец» Индулис Берзиньш, потом – ставленница «Нового времени» Сандра Калниете и «народник» Рихардс Пикс. Это они, по словам президента, вводили в заблуждение Евросоюз и НАТО, уверяя, что у Латвии нет никаких территориальных претензий. Это при них «сырой» документ, зафиксировавший «продажу» куска родины и потому, вероятно, засекреченный, хранился непонятно где. Да им никто и не интересовался. Хотя все годы все министры и премьеры именно этот договор с Россией желали подписать отдельно, а не в пакете с договорами экономическими и социальными.

Россия уступила, отказалась от пакета, даже дату назначила. И тут тревогу забили бдительные «тевземцы» – почему договор о границе засекречен? Видимо, забыли, что документ засекретили еще во времена премьерства их однопартийца Гунтарса Крастса.

Документ извлекли и… ужаснулись: кусок родины пропал! И стремительно родилась пресловутая «разъяснительная» декларация: тот кусок мы продали временно, иначе нам конституция не позволяет. Ну и разбирайтесь сами со своей конституцией, заявила Россия и отменила процедуру подписания. Такой вот кульбит случился.

Президент в ярости: с гордостью говорила о внешнеполитических успехах Латвии, а тут полный конфуз. Но к тем успехам Латвия шла на европейском «поводке» – что ей говорили, то и делала. А с Россией, хотя и при негласном посредничестве Европы, но самой нужно было отношения налаживать. И выясняется, что сами-то и неспособны.

Желая хоть как-то спасти положение, министр Пабрикс то ли по наивности, то ли по неграмотности хорохорится. Дескать, страсти в Москве в связи с Днем Победы улягутся и мы возобновим переговоры. А если Россия сейчас не готова (?!) говорить о границе, можно вести переговоры по другим вопросам – экономическим, социальным.

То есть вернуться к тому, от чего Латвия отпихивалась, – к пакетному соглашению, на котором ранее настаивала Россия. Но теперь-то та если и согласится, выставит такие условия, что националам небо с овчинку покажется. Для начала припомнит декларации об оккупации и об осуждении тоталитарного режима с их требованиями о компенсациях, а там и о кастрированных правах нацменьшинств заявит. И тут уж Запад не поможет.

Премьер уверяет, что требовать компенсации правительство не будет, а «разъясняющую» декларацию отозвать никак нельзя. Но на всякий случай назначил расследование: почему договор о границе не соответствует конституции да кто нарушил выданный мандат. Виновных, естественно, не найдут.

Одних уж нет – сошли с политической арены, другие – далече: в Европарламенте заседают, а оттуда их для ответа не выковырять. А тут еще и Гунтарс Крастс перевел стрелки с «тевземцев» на «народников»: мандат переговорной группе на неупоминание Мирного договора от 1920 года выдал экс-премьер Андрис Шкеле. Такого удара «народники» не ожидали, теперь им впору думать, как обвинения в измене родины от себя да от своего отца-основателя отвести. И что будет в том расследовании?

Но никакое расследование не заставит президента с премьером и министров с депутатами признать виновными не конкретных деятелей от политики, а саму национал-радикальную политику – этот краеугольный камень 15-летнего правления правых. Тупик, в котором оказалась нынешняя власть, строили все партии всех правящих коалиций.

Сейчас Латвия на грани серьезного политического кризиса. Президент проводит консультации с партиями, и, не исключаю, предложит Кабинету Калвитиса подать в отставку. Но ситуация от этого не прояснится, потому что очередное правительство будет формировать все та же правящая коалиция, а новый Кабинет вынужден будет отозвать «незыблемую» правительственную декларацию.

Найдет ли президент такого, кто в нынешней ситуации возьмет на себя всю политическую ответственность? Да и позволит ли ему это сделать нынешний Сейм? Президент может оказаться перед необходимостью признать банкротство проводимой политики, распустить Сейм и назначить новые парламентские выборы. Решится ли г-жа Вике-Фрейберга на такой шаг?

Но даже если решится, в новом Сейме окажутся те же партии и те же лица. А они не признают свою прежнюю политику банкротом. Так что все опять пойдет по тому же кругу.

Без участия половины населения демократия ущербна. Тут косметика не поможет…

24.05.2005 , 10:49

chas-daily.com


Написать комментарий