Присяжный адвокат рассказал, почему бизнесмены уходят из Латвии в Эстонию

"В своей работе мне часто приходится решать вопросы, с которыми ко мне обращаются бизнесмены. Что я вижу? Налоги в государстве растут стремительно, и очень многие предприятия переносят свои юридические адреса в Эстонию и Литву, где налоговая политика намного благоприятней к бизнесу, чем у нас", пишет в своём блоге в издании "Деловые Вести" присяжный адвокат Алдис Гобземс.

— Когда в экономике Латвии начался спад, в бизнес–среде стала наблюдаться и прогрессировать тенденция, при которой латвийские предприятия стали переносить свою деятельность за границу. Так они оптимизировали налоги, да и просто искали стабильности, поскольку большинство решений нашего правительства непрогнозируемы и непостоянны. Самая активная волна перерегистрации предприятий пришлась на 2009 — начало 2010 года. Но я вижу, что эта тенденция продолжится и в этом году.

В своей работе мне часто приходится решать вопросы, с которыми ко мне обращаются бизнесмены. Что я вижу? Налоги в государстве растут стремительно, и очень многие предприятия переносят свои юридические адреса в Эстонию и Литву, где налоговая политика намного благоприятней к бизнесу, чем у нас. Что теряет Латвия? Много чего! И не только существенную часть доходов в виде неполученных налогов, но и потенциал развития экспорта, да и народного хозяйства в целом. Не говоря уже о том, что мы безвозвратно теряем интерес потенциальных инвесторов, так как с такой большой налоговой нагрузкой мы не можем конкурировать среди других стран ЕС. Эти страны, между тем, получают наши самые крепкие и стабильные предприятия, становясь таким образом еще более конкурентоспособными. А Латвия все дальше и дальше остается позади.

Еще одна актуальная тенденция последнего времени — активный уход латвийских предприятий в офшорные зоны — такие как Мальта, Кипр. Там налоговая политика намного либеральней, чем в Латвии. И это тоже можно понять: бизнес просто вынужден искать пути для выживания. И делает он это в странах, где налоги очень низкие. Либо остается в Латвии, но ищет пути, как эти высокие налоги платить либо частично, либо не платить совсем. Хороший пример — случай латвийской национальной компании airBaltic, которая часть своих работников оформила на Кипр, где социальный налог составляет 16,3% против латвийских 33,09%.

Впрочем, размер налогов — это не самая страшная наша беда. События последних недель четко выявляют другую беду — непрогнозируемость нашего правительства в плане налоговой политики, а также отсутствие всякого финансового планирования. Те изменения, которые мы увидели в рамках бюджетной консолидации, были непродуманны и скоропалительны. Взять, к примеру, налог на добавленную стоимость или же другие налоги — за последние пару лет нам пришлось столкнуться сразу с несколькими изменениями ставок этих налогов. Все это привело к тому, что сегодня для латвийского бизнеса более привлекательной страной выглядит Эстония, где налоговая система более продуманная, стабильная и упрощенная.

Например, в Эстонии не подлежит налогообложению нераспределенная прибыль предприятия, и это объясняет тот факт, что уже сегодня многие компании из Латвии часть полученных доходов переносят в свои эстонские представительства. Или взять налог на добавленную стоимость. В Эстонии сниженная ставка налога составляет 9% против наших 12%, а обычная ставка — 20% против наших 22%. Такая же ситуация по подоходному налогу с населения — в Эстонии он составляет всего 21%. Суммируя всю эту очевидную выгоду, становится понятно, почему наши предприятия переносят свои центральные офисы в Эстонию.

Можно ли обвинить наш бизнес в нехватке или отсутствии патриотизма? Вряд ли. Бизнес просто ищет пути, как ему выжить. И вряд ли за это его можно упрекнуть.


Написать комментарий