Александра Бамбале. Что общего между евро и картошкой?

пресс-фото
пресс-фото

В этой статье хотелось бы понятным языком объяснить, как введение евро влияет на цены в Латвии. Для этого начну с простого примера.

Возьмем такой широко распространенный продукт питания, как картофель. Вы, уважаемые читатели, наверняка слышали, что картофель, выращенный латвийскими крестьянами, в конце года активно скупали румынские и голландские предприниматели. Эта ситуация отнюдь не уникальна. Так, в конце 2011 года российские закупщики существенно опустошили латвийские овощные хранилища, и цены на картофель в магазинах Латвии резко выросли.

Знаете, какое влияние на инфляцию может оказать рост стоимости картофеля на 50% в январе 2013 года? Примерно половину от того влияния, которое оказывало на инфляцию введение евро в большинстве стран, вступавших в еврозону. Говоря экономическим языком - этот январский рост цены на картофель повышает показатель среднегодовой инфляции на 0,15 процентных пунктов. Для сравнения: эффект от введения евро повышал инфляцию в других странах в среднем до 0,3 процентных пунктов.

Более того, введение евро влияет на инфляцию в меньшей степени, чем случающиеся изменения цен на продовольствие или на нефтепродукты в течении одного месяца.

Инфляция (изменение цен) - постоянное явление любой экономики. На наши повседневные потребительские цены влияют самые разные факторы. Среди них, например, уровень зарплат, цены на сырье, транспортные издержки, выплаты посредникам, а также общее отношение спроса и предложения продовольственных продуктов. Все эти переменные будут колебаться вне зависимости от того, введем мы евро или останемся с латами. Другими словами, в процессе введения евро инфляция присутствовать будет, однако винить в росте цен только евро, по крайней мере, не корректно.

Нельзя не согласится с тем, что введение евро приведет к дополнительным затратам для предпринимателей. Однако надо напомнить, что это заранее планируемый шаг (введение евро, как цель существует в Латвии с момента ее вступления в Европейский союз, а серьезная подготовка к этому происходит уже как минимум в течении года), а также о необратимости процесса (амортизация издержек может происходить в течении долгого периода).

Конечно, существует вероятность того, что нечестные предприниматели попытаются использовать смену национальной валюты для повышения личной прибыли. Чтобы этого не допустить, Центр защиты прав потребителя (PTAC) в сотрудничестве с негосударственными организациями запланировал ряд надзорных мероприятий с начала 2013 года по конец 2014-го. В случае, если покупатель заметит необоснованный, на его взгляд, рост цен, правильным шагом будет обращение PTAC. Кроме того рыночные механизмы обеспечивают ситуацию, в которой предпринимателю невыгодно одностороннее и необоснованное повышение цен: это фактически означает уход клиентов к конкурентам, которые не стремятся наживаться за счет введения евро. Самое тяжелое наказание в бизнесе - потеря репутации. Это подтвердит любой предприниматель, любая отраслевая организация.

Так как курс обмена составляет 1 евро за 0,702804 латов (1,42 евро за 1 лат), смена национальной валюты приведет к изменениям в ежедневных привычках использования денег и в восприятии цен. Вполне естественно, что из-за курса обмена цены будут казаться выше, хотя покупательская способность не изменится (зарплаты вырастут пропорционально ценам). Однако и эта житейская ситуация учтена. Латвийский план введения евро предусматривает параллельное отображение цен в евро и в латах на протяжении 3 месяцев до и 6 месяцев после введения евро. То есть на ценниках необходимо будет указывать стоимость товара, как в евро, так и в латах. Это поможет покупателям не путаться в новых валютных обстоятельствах и даст возможность оценить стоимость товара в привычном выражении, пока идет привыкание к новым деньгам.

Если проанализировать опыт введения евро в других странах (Эстония, Словакия, Мальта, Кипр, а также Словения), то можно отметить, что разовый эффект влияния от ведения евро на инфляцию колеблется между 0,2-0,3 процентами (данные Eurostat). Инфляционные показатели так называемой первой волны стран, вошедших в еврозону до 2002 года, также находились на этом уровне или лишь немного превышали его. Все это свидетельствует о минимальном ценовом эффекте введения евро. Рост цен в этих случаях покрывал технические издержки от смены национальной валюты.

Недавний эстонский опыт введения евро, к сожалению, совпал с ростом цен на энергоресурсы и продовольствие на мировых рынках. Подорожание нефтепродуктов и продуктов питания оказали гораздо более выраженное влияние на инфляцию в Эстонии, чем введение евро. Здесь надо отметить, что от колебаний мировых цен не может застраховать ни одна валюта в мире. То есть рост цен Эстония пережила бы и в том случае, если бы осталась со своей эстонской кроной. Главные причины инфляции в этой стране надо искать на мировых рынках, а введение евро лишь добавило вышеназванные 0,2-0,3 процентных пункта.

В целом можно утверждать, что у жителей Латвии нет оснований опасаться необоснованного роста цен из-за введения евро. Существует много механизмов, позволяющих обеспечить честный переход на единую европейскую валюту. Конечно, нельзя исключить отдельных ценовых искажений, поэтому призываю покупателей быть бдительными и обращать повышенное внимание на цены важных для себя продуктов. Сравнивайте эти цены с ценами конкурентов и в случае необходимости наказывайте недобросовестных предпринимателей самым эффективным способом - голосуя своим кошельком.

04.01.2013 , 16:45

Александра Бамбале, экономист Банка Латвии , DELFI


Написать комментарий