Борьба с бедностью: почему Латвия проигрывает? 2

фото: ves.lv
фото: ves.lv

Каждое латвийское правительство торжественно объявляет борьбу с бедностью и сокращение социального неравенства жителей страны одним из своих главных приоритетов. 

Но несмотря на громкие заявление, сделанные самыми разными политиками от самых разных партий, ситуация в социальной сфере изменяется к лучшему очень медленно. Повышение пенсий и пособий катастрофически не успевает за ростом стоимости жизни и носит больше символический, чем практический характер. Почему мы всё время проигрываем в борьбе с бедностью? Почему средний уровень жизни в Европе для нас так и остаётся недосягаемой мечтой? На вопросы «Субботы» отвечает депутат от «Центра согласия», вице-спикер Сейма Андрей Клементьев.

На грани кризиса

- Все повторяют одно и то же: в социальной сфере множество проблем. А есть ли хоть какие-то варианты их решения?

- Я убеждён, что назревшие проблемы социальной сферы не удастся решить, не выходя за рамки социальной политики. Наша социальная модель может быть самой замечательной и продуманной, но если для её функционирования не хватает средств, результата не будет… А источник финансирования социальной сферы у нас только один — налоговые поступления.

И поэтому я как политик, долгие годы занимающийся социальными вопросами, являюсь сторонником максимального снижения налогов на рабочую силу. Именно это создаёт реальную возможность для конкуренции, сокращает теневой сектор экономики, заставляет предпринимателей и наёмных работников уходить от зарплаты в конверте, работать легально, а это, в свою очередь, увеличивает и общую сумму собираемых налогов. Всё просто: если в стране будет развиваться экономика, то и проблемы социальной сферы начнут решаться.

- Но пока кризисная ситуация сохраняется. Труднее всего приходится пенсионерам, которые на старости лет вместо того, чтобы наслаждаться заслуженным отдыхом, вынуждены считать центы…

- С пенсиями у нас складывается достаточно сложная ситуация. По числу пожилых людей Латвия занимает одно из первых мест в мире, и соотношение работающих и людей, получающих пенсию, у нас приближается к критическому уровню. А поскольку пенсии сегодняшним пенсионерам выплачиваются из тех налогов, которые платят работающие жители страны, старение населения ставит под удар всю латвийскую пенсионную систему.

Эту проблему надо решать, но решать продуманно и без спешки. А наши правящие партии развернули кавалерийскую атаку, объявив в прошлом году о повышении пенсионного возраста с 62 до 65 лет в рекордно короткие сроки — с 2014 до 2020 года. Благодаря давлению «Центра согласия» этот процесс удалось растянуть до 2025 года. Это важно, поскольку этот вопрос касается десятков тысяч людей.

Индексация как проблема

- В прошлом году пенсионерским организациям и «Центру согласия» удалось добиться возобновления отменённой в годы кризиса индексации пенсий. Будет ли индексация в этом году?

- Будет. Но я считаю, что на этот вопрос надо смотреть намного шире и изменить сам подход к индексации пенсий. Индексацию надо проводить исходя из реального подорожания жизни, а не опираясь на те данные, которые представляет Государственное статистическое управление. Ведь общий показатель инфляции в стране и показатель инфляции для конкретной группы населения — это совершенно разные вещи.

Уверен, что при расчётах индексации пенсий надо отойти от показателя общей инфляции и перейти к показателю инфляции пакета потребления именно пенсионеров. Это же очевидно: пакет товаров и услуг, на основании которого рассчитывается инфляция для работающего человека, и пакет товаров и услуг, которые приобретает пенсионер, очень сильно отличаются.

То, что в Латвии, к примеру, стали дешевле новые автомобили, никак не влияет на жизнь пенсионеров, у которых основные статьи расходов — это продукты, коммунальные платежи и лекарства. В свою очередь, молодых людей не слишком касается повышение цен на медикаменты.

Надо чётко подсчитать, насколько дороже стала жизнь пенсионеров, и компенсировать им это подорожание исходя из конкретных, а не абстрактных цифр. В прошлом году Латвийская федерация пенсионеров производила подобные расчёты, так вот, согласно этим данным, жизнь пенсионеров стала дороже в среднем на 13-16 процентов, а индексация пенсий составила лишь четыре-пять процентов.

И на октябрь этого года запланирована такая же абстрактная индексация. Эта индексация коснётся и пенсионеров, получающих пенсии по возрасту, и получателей пенсий по инвалидности, потере кормильца, пособий на похороны, пособий по утрате работоспособности и других.

- О каких суммах прибавки идёт речь?

- Официальные цифры таковы: в результате индексации различные виды пенсий, пособий и других выплат увеличатся на сумму от 4,12 до 15,68 евро. Коэффициент перерасчёта пенсий и пособий составит 1,03.

Меньше всего увеличится пособие по утрате кормильца — в среднем на 4,12 евро. Самый большой прирост будет у пособия по случаю смерти супруга — в среднем на 15,68 евро, а также пособия на похороны — на 13,39 евро.

Пенсии по старости увеличатся в среднем на 7,26 евро, пенсии по выслуге — на сумму от 7,25 до 8,30 евро. Прибавка к пенсии по инвалидности планируется в размере 4,68 евро, по утрате кормильца — на 5,11 евро, по утрате работоспособности — на 6,33 евро.

Конечно, это лучше, чем ничего, но сами понимаете: на ситуацию это кардинально не влияет. Индексация должна быть намного более значительной. Мы, «Центр согласия», за это боролись, но, увы, безуспешно.

А вам с годом не повезло…

- Оказалось, что пенсионеры в Латвии делятся по году выхода на пенсию — «удачному» или «неудачному»: те, кому повезло, получают большую пенсию, кому не повезло — меньшую… Как это может быть?

- Проблема связана с индексом пенсионного капитала, который зависит от размера уплаченных страховых взносов и учитывается при расчёте будущей пенсии. В годы кризиса этот индекс был негативным, и естественно, что он негативно повлиял и на размер пенсий.

Резкое снижение индекса, связанное с общим спадом экономики, больше всего повлияло на размер пенсий тех, кто уходил на заслуженный отдых в 2009-11 годах. Получилось, что независимо от социальных взносов и трудового стажа человеку начисляли значительно меньшую пенсию, чем, скажем, его коллеге, вышедшему на пенсию на несколько лет раньше.

Эта несправедливость коснулась более 80 тысяч человек — все они получают пенсии ниже, чем ожидалось. По подсчётам Бюро омбудсмена, в отдельных случаях люди потеряли около 24 процентов суммы ожидаемой пенсии — то есть почти четверть дохода, гарантированного государством. Мы считаем, что в данном случае речь идёт о фактическом отчуждении государством части пенсионного капитала.

- И как можно исправить ситуацию?

- Депутаты Сейма от «Центра согласия» готовят заявление в Конституционный суд. Мы оспорим нормы закона «О государственных пенсиях». Необходимо создать компенсационный механизм для помощи людям, вышедшим на пенсию в кризисные годы. В законодательство должны быть внесены изменения, не допускающие в дальнейшем негативного влияния индекса на размер пенсий.

Что сделано?

- Вы представляете оппозиционную социал-демократическую партию. Легко ли вам бороться за свои предложения в нашем Сейме с право-либеральным большинством?

- Очень сложно! Каждое наше предложение приходится в буквальном смысле пробивать через правящее большинство правых партий. Но кое-чего нам удалось добиться.

По нашей инициативе в закон о пенсиях были внесены поправки, которые улучшили положение конкретных групп жителей Латвии. Во-первых, с 1 мая 2014 года инвалидам, которые в обязательном порядке переходят на пенсию по возрасту, снова будут выплачиваться доплаты за годы трудового стажа. Инвалидам, вышедшим на пенсию по возрасту с 2012 года по май 2014 года, перечислят удержанные за это время доплаты. Во-вторых, право досрочного выхода на пенсию получили многодетные родители. В-третьих, право досрочного выхода на пенсию получили люди, работавшие на особо вредных производствах.

Мы добились запрета на взыскание долгов с пенсионеров, чей доход ниже минимальной заработной платы. Дело в том, что законодатели, сочиняя закон, просто позабыли о пожилых людях. И в итоге все должники, кроме пенсионеров, получили право на неприкосновенный минимум в размере 320 евро. Пенсионеры оказались дискриминированы, поскольку они вынуждены были платить по долгам больше, чем все остальные. Сейчас эта несправедливость устранена.

Я считаю, что следует в полном объёме восстановить специальную социальную программу частичного возвращения оправданных расходов. И прежде всего — в сфере здоровья и образования. Мы заинтересованы в том, чтобы люди меньше болели, чтобы они не запускали свои болезни. И если человек вкладывает средства в сохранение своего здоровья, было бы только правильно поддержать его. Тем более что наше здравоохранение сегодня является самым дорогим в странах Балтии. То же самое и с образованием: если мы считаем, что будущее Латвии связано с высокими технологиями, если мы хотим стать лидерами производства с высокой добавленной стоимостью, надо компенсировать молодым людям те средства, которые они вкладывают в своё образование. Напомню, что раньше потолок возвращения оправданных расходов составлял 450 евро, сейчас — 213 евро. И этот потолок надо поднимать.

Бойтесь реформы!

- Многие читатели «Субботы» беспокоятся по поводу планируемой реформы здравоохранения…

- И правильно беспокоятся. Реформу, которую продвигает глава Минздрава Ингрида Цирцене, не поддерживают ни врачи, ни пациенты. Это реформа, которая проводится ради того, чтобы что-то реформировать. Совершенно очевидно, что цель любой реформы здравоохранения состоит либо в том, чтобы улучшить уровень финансирования медицины, либо в том, чтобы сделать медицинские услуги более дешёвыми и доступными для населения. Реформа, продвигаемая госпожой Цирцене, не способствует ни тому, ни другому.

В принципе, Ингрида Цирцене занимается не своим делом — реформированием системы сбора налогов. Она придумывает ещё один инструмент, как репрессировать людей, которые не платят налогов. Но при этом под угрозой лишения медицинской помощи оказывается очень большое количество людей. По статистике, на первом этапе реформы могут пострадать 10 процентов населения Латвии, а это около 200 тысяч человек. А доходная часть бюджета вследствие этой реформы должна получить всего миллион евро. Это в лучшем случае. Причём полмиллиона уйдёт на администрирование новых услуг. Так что непонятно, зачем всё это начинать.

Где живёт Чигане?

- Более 13 тысяч жителей Латвии на портале ManaBalss.lv подписались за снижение ставки НДС на продукты питания. Как вы считаете, есть ли шансы у этой инициативы?

- Вряд ли правящая коалиция на это пойдёт, хотя переход с лата на евро привёл к тому, что цены на продукты питания выросли в среднем на 20 процентов. И в первую очередь подорожали основные продукты питания, входящие в рацион каждой семьи. Отмечу, что Латвия является одной из немногих стран ЕС, в которых продукты питания облагаются стандартной ставкой НДС; в нашем случае это 21 процент.

Дискуссию о снижении НДС на продукты питания, безусловно, надо начинать. За это выступают тысячи людей, но министерство финансов, не желая прислушиваться к мнению жителей, демонстрирует крайнюю степень неуважения к ним.

Недавно парламентский секретарь Минфина, депутат Сейма от «Единства» Лолита Чигане, комментируя в эфире TV3 инициативу снизить НДС на продукты питания, позволила себе слова, оскорбившие многих людей. Госпожа Чигане сказала, что, мол, люди у нас и так питаются неправильно, и если цены на продукты будут снижены, то сэкономленные деньги народ всё равно истратит «неправильно» — на какие-нибудь чипсы и сладости. Хочется спросить у госпожи Чигане: помнит ли она, в какой стране живёт?! Создаётся впечатление, что депутат не подозревает о том, что 40 процентов населения Латвии подпадают под определение «бедняки». Этим людям не хватает денег на элементарные вещи: еду, оплату коммунальных услуг, лекарства. В магазине они даже не смотрят в сторону безусловно полезных экологических продуктов — им это не по карману: они покупают то, что подешевле.

- Наши народные избранники страшно далеки от народа…

- Это правда. Более того, нельзя не заметить, что в последнее время представители правящей коалиции и министерств всё меньше считаются с мнением общества. Меня настораживает то, что если раньше правящие политики пусть и не принимали во внимание мнение общества, оппозиции, но хотя бы считали нужным его выслушать, формально соблюдая демократическую процедуру, то сейчас они откровенно игнорируют любые инициативы. И циничные высказывания Чигане — пример того, как власть оторвана от народа.

А вопрос о снижении НДС на продукты питания должен быть рассмотрен Сеймом, невзирая на возражения министерства финансов. Можно спорить о том, каким должно быть это снижение — до девяти или пяти процентов, — но совершенно очевидно, что это необходимо. Нужно хотя бы частично компенсировать жителям удорожание жизни, фактически произошедшее после перехода с латов на евро.

Отмечу и то, что сейчас пониженная ставка НДС на продукты питания применяется в 22 странах Евросоюза, и только в шести странах продукты питания облагаются стандартной высокой ставкой. Но наши правящие политики, как всегда, выбрали самый невыгодный для собственного народа вариант. И пока к власти не придут социал-демократы, интересы народа учитываться не будут…

22.05.2014 , 12:15

Ина Ошкая , ves.lv


Написать комментарий

Voznikaet ese vopros? U nasih deputatov, est sovsem drugoe zelanie,a esli o bednosti-tak komu eta problema nuzna,krome samih bednih.Prav-vo v upor ne hochet vidit etu problemu,kak i vse ostalnie!

ПОТОМУ ЧТО ЛАТВИЕЙ ПРАВЯТ ТУПОРЫЛЫЕ ИДИОТЫ. ТУТ УЖ СЛОВА НЕ ПРИХОДИТСЯ ВЫБИРАТЬ. НАКИПЕЛО У ВСЕХ.

Написать комментарий