Нестабильность и мизерные зарплаты — тупик для молодых учёных

f64, Mārtiņš Zilgalvis
f64, Mārtiņš Zilgalvis
Вторая половина этого года для ученых — время испытаний, поскольку по истечении в августе периода планирования также завершатся европейские проекты, и наступит перерыв до следующего года — и в финансировании, и в проектах. О проблемах в латвийской науке говорят уже несколько лет. Особенно беспокоит НИИ возможная потеря многих молодых специалистов. После завершения в августе европейских проектов молодым ученым во многих местах не смогут платить даже минимальную зарплату.

Выгоднее жить в деревне, чем заниматься наукой

Химик Лаура Викеле докторскую диссертацию защитит осенью. Сейчас она занимается научными исследованиями в Кокнесском химическом институте, где нужно закончить работу над европейским проектом — созданием картонной упаковки из вторсырья.  По словам Лауры, сейчас ученые живут в напряжении, понимая, что, если финансирование ЕС прервется, то многим просто не смогут платить зарплату, либо она станет мизерной. После разговора с директором института, говорит химик, ясно, что 70 сотрудников НИИ рассчитывать смогут лишь на 200 евро в месяц.

Большая часть молодых ученых могла бы поработать за границей, это был бы полезный опыт. Однако при нынешних проблемах с финансированием латвийской науки нет никакой гарантии, что они вернутся в страну.

Лаура подчеркивает, что среди молодых ученых есть и те, кто хочет остаться здесь и работать в своей сфере. Поэтому некоторые ученые из под крыла Министерства образования перебираются под опеку Министерства благосостояния, получая статус безработного. На год без работы рассчитывает и сама Викеле.

«Мне выгоднее уехать в деревню, а не ходить на работу и получать около 300 евро, которых не хватит на еду и оплату счетов. В деревне у моего отца хозяйство, я буду помогать. Надеюсь к концу года получить новую докторскую степень или поменять профессию», - говорит химик.

Получить деньги, а не развивать науку

Старший научный сотрудник Института органического синтеза Кристап Яудземс в преддверии перебоев с финансированием получил грант на изучение структуры молекулы вируса и с сентября отправится работать во Францию. Он был бы рад остаться в Латвии, если бы здесь его работу оплачивали. Над европейскими проектами института — разработкой новых лекарственных препаратов — Яудземс работает с 2010 года. Прекращение финансирования означает не только отсутствие средств на зарплаты, но и остановку части исследований.

Ученый не надеется, что в ближайший год у института появятся деньги, поэтому о своей судьбе он позаботился заранее, за год подав заявку на грант фонда Марии Кюри. Теперь он отправится в Лион, где рассчитывает принять участие в новом европейском проекте, а затем вернуться на родину.

По мнению ученого, части сотрудников НИИ придется уйти в неоплачиваемый отпуск. Все, кто сможет, отправятся работать за рубеж — здесь они никому не нужны.

«Мы в такой игре, где страна должна получить европейские деньги, но реального плана развития — и развития человеческих ресурсов в науке— нет», — критикует ситуацию Яунземс.

Отсутствие политической воли развивать интеллектуально сильную страну

За прошедший период европейского финансирования три института объединились в научном проекте fotonika.lv, что позволило ряду ученых вернуться домой, в том числе и физику Янису Алнису, который ранее работал в Германии. В рамках проекта приобретена современная техника и оборудована лазерная лаборатория на улице Шкюню. С его завершением из-за нехватки базового финансирования многие ученые останутся без работы. По словам Алниса, стабильности в Латвии нет: пока есть проект — зарплаты очень хорошие, но когда он заканчивается, то нет ничего вообще, и многим приходится искать работу в других местах.

Программы поддержки исследований для закончивших докторантуру тоже больше нет, поэтому например, один из бывших студентов уже договорился отправиться на три месяца в Швейцарию, а затем — на два года в Америку. «В физике человек не пропадет», — говорит Алнис, отмечая, что вернуть в Латвию тех, кто уехал и устроился на хорошую работу за границей, довольно сложно.

По мнению ведущего исследователя Института атомной физики и спектроскопии ЛУ Арнольда Убелиса, проблема не столько в деньгах, сколько в отсутствии политической воли укрепить интеллектуальный потенциал Латвии.

«Плюс ко всему нет ни одной программы, нет ни одного проекта на новый период планирования с 2014 по 2020 годы. Почти два года прошло. Если до сих пор наука существовала лишь потому, что удалось получить некоторые проекты, то сейчас финансирования не будет вообще. Министерство, где у чиновников есть зарплата и работа до пяти, но которое не несет ответственности за решения — у них это время пройдет иначе. Но мне, как руководителю команды, ответственному за сотню людей, надо думать, что я буду платить им в следующем месяце и как я буду уговаривать их остаться в науке после того, как четыре месяца на будет никаких денег», — говорит Убелис.

Чтобы латвийская наука оставалась жизнеспособной, ей необходима поддержка и инвестиции, а сами ученые должны больше заниматься популяризацией науки.

По данным Министерства образования и науки, правила программ исследования для выпускников докторантуры будут согласованы на этой неделе, а гранты в конкурсном порядке могут начать предоставлять в январе. А вот осенью, похоже, образуется лакуна в финансировании.

В свою очередь, средства из Европейских проектов дойдут до научно-исследовательских институтов только в первом квартале будущего года, и более конкретные сроки пока не называются.


Написать комментарий