Успех человека прописан в его генах

Небольшие различия в геноме человека могут помочь учёным спрогнозировать (конечно, не на 100 процентов), получит ли человек престижную работу или добьётся ли он финансового успеха в жизни. Такой вывод сделали иследователи из США благодаря данным, собранным при изучении жизни почти 1000 человек в течение четырёх десятилетий.

Группа учёных, возглавляемая Даниэлем Бельским (Daniel W. Belsky) из Университета Дьюка, изучала данные 918 жителей Новой Зеландии с момента их рождения и до настоящего момента – на протяжении сорока лет.

Учёные собрали целую кипу информации о частной жизни людей, начиная от возраста, в котором люди произнесли своё первое слово, научились ходить и пользоваться туалетом, до их продвижения на работе, данных о здоровье, образовании и характеристики личности. "У нас есть полное представление о каждом из них", — говорит Бельский.

Отмечается, что недавняя научная работа основана также на исследовании 2013 года, которое изучало генетические профили 126 тысяч людей. Оно сравнивало показатели уровня образования каждого человека. И вместо того чтобы искать индивидуальные "гены образования", исследователи изучали малейшие различия между геномами.

В итоге они обнаружили тысячи генетических вариаций, которые по отдельности были едва заметны, но вместе предоставили возможность рассчитать то, что называется "полигенный балл", который связан с уровнем образования. Этот балл отвечал за два процента различий в уровне образования.

"Получение хорошего образования требует зачастую тех же навыков и способностей, которые необходимы для достижения успеха в жизни. По этой причине мы предположили, что та же генетика, которая предсказывает успех в школе, может предсказать успех в жизни", — говорит Бельский.

Он и его коллеги рассмотрели генетические профили новозеландцев и обнаружили, что люди с более высоким "полигенным баллом" не только получили лучшее образование, но и достигли бОльших успехов в других областях. Как правило, к 38 годам такие люди имели более престижные профессии, высокий доход и лучше управляли своими финансами.

Кроме того, результаты показали, что более высокие "полигенные баллы" были связаны и с социальной мобильностью. Так, люди, с хорошим "баллом", как правило, достигали большего социально-экономического успеха, даже если они родились в не очень богатых семьях.

Учёные обнаружили, что люди с более высокими "полигенными баллами" научились читать в более раннем возрасте по сравнению с другими. И этот навык, по мнению специалистов, был связан с лучшими достижениями в дальнейшей жизни.

"Важно, что люди признают генетические "баллы". Когда дети не выполняют установленных требований, мы начинаем обвинять учителей или родителей, но мы должны помнить, что все дети различаются генетически. И низкий полигенный балл не означает, что ребёнок не способен к обучение, это даёт понять, что на освоение навыка у него уйдёт чуть больше времени", — говорит Роберт Пломин (Robert Plomin), учёный из Королевского колледжа Лондона.

Команда специалистов также выяснила, что успешные люди с большими "полигенными баллами" были более дружелюбны.

Однако, отмечают специалисты, такие баллы никак не связаны с удовлетворённостью жизнью или здоровьем человека.

Тем не менее исследователи полагают, что если баллы и влияют на небольшие различия между людьми, всё же сам успех зависит и от многих других факторов, которые в конечном счёте определяют жизненный путь человека.

Результаты исследования опубликованы в научном издании Psychological Science.

Добавим, что "Вести.Наука" также сообщали об обнаружении группы генов, которые управляют интеллектом человека.