Евгения Зайцева. Где найти «фантастического» главу СГД?

Евгения Зайцева,
Евгения Зайцева,
29 июня за шесть дней до окончания срока подачи заявлений на освободившуюся должность начальника Службы государственных доходов (налоговой инспекции), министр финансов, выступая на радио Baltkom заметила, что до сих пор у нее нет ни одного заявления от кандидата на эту вакансию.

Причин, по ее мнению, две — у нас как всегда все делается в последний момент. Ну, а во-вторых, как сказали ее некоторые знакомые из частного сектора — "хочется, но колется — зарплата маловата будет"!..

Из сказанного я так и поняла — будет у нас в июле новый глава СГД взамен "добитого" или нет…

Давайте проанализируем требования к кандидатам на должность начальника налоговой инспекции — выполнимы ли они для желающих, потенциальных кандидатов. Требований к кандидату немного, всего 12.

Требование первое — "незапятнанная репутация". Понятное, простое и привычное условие. Только вот где нам в Латвии взять таких "чистых"? Все какие-то ни такие попадаются. Не помогает даже поиск управленцев за границей. Ну, в общем, как смотреть на кандидата, но выполнить можно. Здесь, наверное, поможет требование второе "к претенденту не относятся ограничения, установленные в третьей части статьи 9 закона о государственной тайне". Если почитать эту самую третью часть статьи 9, то понятно, что кандидат на должность главы СГД не должен быть "плохим" человеком, которому по закону официально не может быть доступна никакая тайна. А в отношении "неплохих" людей соответствующие структуры смогут решить — дать или же не дать доступ к государственным тайнам.

Иными словами, два первых требования могут выполнить только те, кто соответствуют высоким стандартам, предъявляемым в Латвии к чиновникам высокого ранга и руководителям с политической ответственностью. Дополняется все это требованием номер три — "соответствие требованиям первой части статьи 17 закона о Службе государственных доходов". Заглянем и в этот закон. Ну, здесь тоже требования стандартные. Всего этих требований 11. Гражданство, знание латышского языка, высшее образование, отсутствие судимости, возраст до 65 лет (то есть не пенсионер), ранее не терял должность чиновника по приговору суда в уголовном процессе, является дееспособным лицом, не был советским шпионом и не является сейчас агентом иностранной разведки, не имеет запретов на занятие должностей, не имеет родственных связей среди руководства СГД (до первого колена), нет дисциплинарных взысканий, которые могут помещать занять должность.

Уф! Специальные требования к репутации кандидата на пост главы налоговой инспекции закончились. Далее идут профессиональные требования.

Требование четвертое "образование на уровне магистра, желательно, в сфере экономики, финансов, юриспруденции или управлении". Фактически повторяется часть требования номер три, установленного законом. Радует, что приоритет образования перечислен именно в такой последовательности — сначала, экономика и в конце списка менеджмент. Будем надеяться, что магистр в области социальных знаний экономики все-таки понимает экономику и имеет представление о налогах Латвии. А то на память приходит один из бывших министров экономики, который являясь преподавателем шведской школы, имел очень и очень отдаленное представление о том, как и какие налоги взымаются в Латвии. Когда мне приходилось его слушать при ведении подкомиссии Сейма по налогам, то всегда хотелось…

Требования с пятого по десятое тоже стандартны для всех объявлений о вакансиях на должность чиновников:

  • опыт работы — не менее трех лет на руководящей должности с не менее, чем 40 подчиненными;
  • желателен опыт работы в системе государственного управления;
  • знание и представление о сфере работы Службы государственных доходов;
  • знание о строении и принципах работы государственного управления, административного процесса, планирования бюджета;
  • знание английского языка не менее уровня B2. Знание второго иностранного языка будет рассматриваться как преимущество;
  • отличное знание сотрудничества, коммуникации и презентации.

Здесь надо отметить, что нет требования к знанию латышского языка. То есть априори, данное объявление о вакансии предусматривает, что кандидатом может быть только лицо титульной нации. Ведь если заявление подает гражданин Латвии не титульной нации, то у него требуют аплиецибу на знание латышского языка. И далее, нужно обратить внимание, что требования на знание латышского языка заменено требованием на знание английского языка на уровне не менее B2 (по какому стандарту?). Как-то уже давно, одна профессиональный переводчик мне посетовала, что у нас в Латвии, к сожалению, руководителей назначают исходя не из их профессиональных знаний и опыта, а исходя из уровня знания английского языка. Результат такого подхода мы легко можем оценить, хотя бы по "истории успеха Латвии". Вот и тут главное — английский язык. И вот вопрос — знание русского языка будет ли преимуществом для кандидата, если он в Латвии — иностранный?..

Идем дальше. Опыт работы на руководящей должности. Да, нужно, но вот где в Латвии, кроме структур государства и самоуправления найти организации с 40 и более работниками. Частные структуры в основном малочисленны. А там, где много работников, то это государственные или самоуправленческие предприятия, торговые сети, банки. Это резко ограничивает возможность для министра финансов найти главу СГД в частном бизнесе. Да и нет там специалистов, которые одновременно знают систему государственного управления, структуру налоговой инспекции, которая в отличие от эстонской объединяет пять или, даже больше, различных структур, и правила ее работы административный процесс, да, еще и представление о планировании бюджета. У нас в стране не более нескольких десятков людей имеет четкое представление о структуре государственного бюджета, а о его планировании — намного меньше…

Вот как нужно расценивать требование десятое — "отличное знание сотрудничества, коммуникации и презентации", — не знаю. Вроде бы все правильно, как руководитель крупной организации, глава СГД должен уметь коммуницировать с подчиненными и обществом. Но если судить по причинам замены министров, то это ахиллесова пята всех высших руководителей в стране. Так, где же нам найти такого умейку?..

Возможно, когда глава Министерства финансов будет рассматривать CV кандидатов на должность главы СГД, то коммуникативность кандидата заменять умением презентации. Хотя и здесь я не совсем поняла о какой презентации идет речь — об умении подготавливать презентации материалов (то есть об умении говорить по существу, а не в общем) или же об умении презентовать себя, а это уже напоминает что-то близкое в первой профессии…

В общем, профессиональные требования для кандидатов выполнить можно. Но только для опытных работников государственной системы управления или членов различных советов и правлений госпредприятий. Для кандидатов из частного сектора — сложновато будет.

Но есть еще два требования, иначе как "фантастическими" их назвать сложно:

  • хорошие навыки стратегического планирования;
  • систематический подход к решению вопросов, способность понять и анализировать сложные и большие объемы информации в различных сферах.

"Хорошие навыки стратегического планирования" — откуда их взять в Латвии? Ведь стратегии нет в частном секторе, так как каждый год поздней осенью правительство меняет правила игры. Нет стратегии и у государства. До вступления в ЕС была одна цель — вступить в НАТО и Евросоюз, чтобы быть равноправным членов Европы. А после этого — все решают в Брюсселе. Кто сомневается, может почитать НАПы и другие документы по вопросам развития Латвии.

"Систематический подход к решению вопросов" — что это такое? Практически ни одна система Латвии нормально не работает. Исключение составляет социальная система, к финансам которой не имеют доступа министры. Достаточно вспомнить историю борьбы за власть в Бюро по борьбе с коррупцией. Со стороны, и при наличии системного подхода четко видно, что госпожу Стрике не удовлетворяет ни один начальник, но воз и ныне там…

"Способность понять и анализировать сложные и большие объемы информации в различных сферах" — это вообще фантастика! Простой пример, госпожа министр финансов выдвигала к ушедшей главе СГД и выдвигает к новому руководству налоговой инспекции главное требование — "восстановить авторитет налоговой службы". Почему же, по мнению госпожи министерши, он упал? — Народ не доверяет правительству, Сейму и политикам, а авторитет и доверие нужно восстановить СГД?! Как это? Просто нет специалистов, которые могут понять и проанализировать сложные и большие объемы информации, да еще из разных сфер.

Почему у СГД "плохая репутация"? У каждой части общества для этого есть своя причина. У не очень честных, средней руки бизнесменов, живущих еще в 90-х, обида, что налоговики их "хватают за руку". Но налоговый аудит сегодня — это достаточно цивилизованная процедура и проводят аудит там, где сознательно скрывают доходы. У совсем мелких бизнесменов другая проблема — они не могут выполнить требования законов по оформлению документов. Но это вина не СГД, а правительства, которое все время что-то уточняет и усложняет. А бухгалтера, которые их обслуживают, к сожалению, сегодня все больше имеют очень и очень низкую квалификацию, даже в бухгалтерских фирмах. Об этой беде давно задумываются в руководстве налоговой инспекции, но повышение квалификации бухгалтеров — это пока частное дело…

Простой человек, слушая масс-медиа и получая свою зарплату после налогов, легко верит, что "главные бездельники" работают в СГД. И как не верить, если зарплата "на бумаге" и зарплата "на руки" различаются очень сильно. А тут еще оказывается, что этих "бездельников" в Латвии в пять раз больше, чем в Эстонии, и стоят они дороже, и собирают мало. Как же не верить, если об этом говорит президент, премьер-министр, другие уважаемые люди? Правда, те, кто об этом говорит, сравнивают слона и носорога. Налоговая инспекция Латвии после истории успеха объединяет пять структур, которые в Эстонии по-прежнему разделены. Каждая из них имеет собственный бюджет. И если сложить, то еще неизвестно — кто больше тратит.

А что же министр финансов? Вместо того, чтобы пресечь распространение этой не совсем правильной информации, участвует в обсуждении. Затих раздутый в СМИ скандал с нечестными финансовыми полицейскими. Глава СГД Петерсоне, ушедшая в отставку, пыталась, объяснить, что их уволили, кто-то уже давно был подвергнут взысканию. Но причины случившегося просты — до сих пор никто не проверяет декларации должностных лиц на достоверность и предмет коррупции. Бюро по борьбе с коррупцией просто регистрирует факт их сдачи и штрафует, если кто-то опоздал со сдачей. Лет пять назад спор между СГД и Бюро о том, кто и как это должен делать, так и не был завершен.

Что же министр финансов? Потребовала выполнить ротацию руководства СГД. Сделали. Что из этого получится? Зависит от того, кто и что от этого ожидает.

Работа СГД за последние годы улучшилась, и не потому, что инспектора стали лучше работать. Нет. Работа, эффективность работы налоговиков улучшилась из-за расширения электронных отношений СГД с налогоплательщиками и развития аналитических процедур. Теперь очень и очень трудно сохранять "свои прачечные", ведь теперь каждый человечек на своем месте просто выполняет отработку процедур согласно компьютерной выборке, которая выполняется автоматически.

Все это и есть последнее, двенадцатое требование к кандидату на пост главы СГД — "систематический подход к решению вопросов, способность понять и анализировать сложные и большие объемы информации в различных сферах". Как я и говорила — фантастика для политиков и работников государственной сферы в Латвии.

Ну, а что же кандидат на пост главы СГД получит взамен? Чистую зарплату без премий в размере 3 417 евро в месяц. По мнению министра финансов, — это очень мало, так говорят ее знакомые, которые работают в частном секторе и вроде бы подумывают подать заявку. Министр с ними согласна — маловато, но при этом она не знает, что в Латвии считается большой, а что маленькой зарплатой, когда речь идет о прогрессивном налоге.

Вообще-то все это фантастика. Зарплата 3 417 евро в месяц это прилично, правда, в сравнении с зарплатой главы airBaltic (70 000 евро в месяц) — очень и очень мало. Это мало, если сравнивать зарплаты членов советов и правлений других госпредприятий. Но вот, если посмотреть статистику, то ситуация иная. Поискала я данные о зарплате чиновников разных министерств и ведомств, но почти не нашла. Хотя некоторое время назад — это была обязательная информация для госструктур, но, видно, после повышения убрали от греха подальше, чтобы не давать факты программе de facto и не дразнить народ. Я нашла данные о зарплате по должностям в Министерстве финансов. Зарплата министра там не указана, но есть зарплата заместителя — государственного секретаря. 2 441 евро в месяц, насколько запрлата может увеличиться за счет премий и доплат, неизвестно.

А вот ЦСУ дает более скромные цифры о средней зарплате. Пока, к сожалению, есть данные только за март 2016 года. Средняя зарплата по стране 854 евро, в том числе 846 евро в частном секторе и 869 евро в общественном секторе, который полностью или частично финансируется из бюджета. При этом средняя зарплата чисто в сфере государственных структур 1 117 евро в месяц, а в самоуправлениях — 879 евро.

Так что зарплата 3 417 евро в месяц без премий и доплат для главы СГД мне кажется нормальной для Латвии, ведь глава Бюро по борьбе с коррупцией в месяц получает только 2 440,23 евро. Ну, а для членов советов и правлений — это, конечно же, мало.

Так что поживем и увидим, кем окажется этот "фантастический" кандидат на пост главы налоговой службы…


Написать комментарий