Вячеслав Домбровский. Повысить налоги или взять пример с эстонцев?

Латвийскому государству необходимы деньги. Они нужны, чтобы больше тратить на образование, здравоохранение, безопасность. Это отлично понимают и организации, объединяющие предпринимателей, поэтому эти организации концептуально согласились с тем, что общее налоговое бремя должно составлять треть от внутреннего валового продукта (ВВП).

Однако, принимая во внимание то, сколько налогов сейчас поступает в госказну, становится понятным, что для достижения данной цели не хватает трех процентов ВВП. Вопрос — где и как взять недостающие деньги?

Правительство Лаймдоты Страуюмы в свое время привлекло консультантов Всемирного Банка (ВБ), чтобы те нашли ответ на этот вопрос. В середине июня Всемирный Банк представил свое видение. Вкратце оно сводится к одному — рекомендуется повышать налоги.

Но посмотрим на наших северных соседей, которые традиционно используют иную модель сбора налогов. За счет нее эстонское государство умудряется собрать ту же треть от ВВП, применяя такие же, как у нас, и даже более низкие ставки. Налог на рабочую силу в Эстонии меньше, чем в Латвии. НДС — тоже ниже (20%)! Различия в сборе подоходного налога наглядно доказывает преимущества эстонской модели. В 2014 году при намного более низкой ставке подоходного налога (21%) эстонцы собрали такой же процент от ВВП (5,8%), что и латвийская Служба госдоходов (СГД) при ставке в 24%!

К тому же эстонцы это делают с намного меньшим числом сотрудников. В эстонской налоговой службе работают только 1425 человек — это на половину меньше, чем штат латвийской СГД, где трудятся 4000 человек. Эстонцы добились того, что предприниматели свое время и энергию направляют на то, чтобы заниматься предпринимательской деятельностью, а не придумывают, как избежать уплаты налогов. Результат — более высокий уровень жизни. Поэтому 75% эстонцев доверяют своей СГД. Более того — СГД эстонцы доверяют больше, чем церкви! В Латвии жители привыкли верить церковным служащим, а налоговым верят только 9% респондентов.

В чем же секрет успеха эстонской СГД? После общения с ее руководителем могу высказать свое мнение. Во-первых, эстонцы создали учреждение, ориентированное на результат, и наделили его руководителя полномочиями, необходимыми для достижения этого результата. Руководитель СГД в Эстонии является одним из самых высокооплачиваемых чиновников с брутто-зарплатой 5800 евро. Он может сам создавать штат своих сотрудников и определять их зарплату, руководители департаментов эстонской СГД получают "на бумаге" 3700 евро. Не менее значимо и то, что глава СГД без труда может уволить любого из своих сотрудников.

Во-вторых, эстонские "налоговики" ориентируются на превентивную работу. В основе этого — мощная аналитическая служба из 74 сотрудников, которая способна своевременно выявить назревающие схемы с НДС или признаки зарплат "в конвертах". Превентивная работа часто выражается как телефонный разговор с руководителем предприятия: "Мы знаем, что вы делаете. Прекратите". Само собой разумеется, аналитическая служба требует соответствующего уровня зарплат, которые могут конкурировать с тем, что платит частный сектор.

Ну, а для латвийской СГД характерно все то, что не характерно для эстонской. Латвийская СГД собирает огромный массив данных, но у нее нет соответствующей службы, способной эти данные анализировать. Для анализа нужны специалисты, а специалистам нужны конкурентные зарплаты. А их СГД не может предложить, так как подчиняется рамкам единой системой зарплат госсектора. В соответствии с этой системой брутто зарплата руководителя латвийской СГД 3 562 евро, а руководителей департаментов — 1 747 — 2 424 евро. Руководитель нашей СГД сам не может ни определять зарплату сотрудников, ни выбирать свою команду (вспомните странную эпопею с "ротацией" чиновников в качестве способа избавиться от нежелательных сотрудников СГД). С начальника латвийской СГД сложно спрашивать результат — как руководитель он практически беспомощен.

Поэтому не удивительно, что конкурс на должность руководителя СГД закончился без результата. С точки зрения профессионала, работающего в частном секторе, возможность претендовать на этот пост, скорее всего, выглядела так: "Это одна из самых важных должностей в стране. На меня будет обращено пристальное внимание всего общества и уровень ответственности очень высок. За это мне предлагают зарплату менеджера среднего звена. К тому же у меня не будет необходимых для достижения результата полномочий, и руки мои будут фактически связаны".

Большие перемены в эстонском СГД начались примерно 10 лет назад, когда было принято решение назначить на должность руководителя СГД не чиновника, а профессионального руководителя из частного (банковского) сектора.

В Латвии уже давно говорят о необходимости реформ в госсекторе, о необходимости повышения зарплат и уменьшения числа чиновников. Так почему бы не начать с СГД, превратив ее в "показательную" службу по примеру Эстонии? И заодно решить проблему недостающих 3%, не повышая налоги.

В таком случае следующие шаги должны быть такими:

1. Исключить СГД из общей системы зарплат госсектора (так же, как из этой системы уже исключен Банк Латвии).

2. Назначить руководителю СГД зарплату в размере 5 000 евро.

3. Главное требование к претенденту на должность — улучшить сбор налогов хотя бы на 2% от ВВП за два года.

4. Дать руководителю СГД намного более широкие полномочия для набора своей команды, создания структуры учреждения, определения уровня зарплат сотрудников, приема на работу и увольнения.

5. Провести еще один конкурс в соответствии с этими новыми условиями.


Написать комментарий