Наша история: двинский актер Файвиш Аронес 7

В 1911 году, 105 лет назад, на двинских театральных подмостках взошла звезда актера и нашего земляка Файвиша Аронеса, урожденного Файвла Лейбовича

Имя Соломона Михоэлса у даугавпилчан на слуху, а вот еще одного своего земляка, не менее талантливого человека, мы даже не забыли, а просто не знаем. Знакомьтесь: Файвиш Аронес – актер, переводчик, драматург, поэт, режиссер.

Он блистал на сцене в ролях Тевье-молочника, Менахема Мендла и многих других. Снимался в кино. Переводил на идиш стихи Самуила Маршака, написанная им в 20-е годы пьеса «Аристократы и люди» с успехом прошла на сцене еврейского театра в Нью-Йорке. О чем впоследствии ему неоднократно будут напоминать на многочисленных допросах…

 

Родом из Двинска

Через 2 года мы будем отмечать юбилейную дату – 125-летие со дня рождения Файвиша Аронеса, появившегося на свет в августе 1893 года. И очень хочется, чтобы к тому времени он занял заслуженное место в пантеоне известных даугавпилчан.

Он, как и Михоэлс, родился в Двинске, но был на 3 года моложе Соломона. Здесь же в 1911 году началась его актерская карьера. Из Двинска Файвиш ушел с группой бродячих еврейских актеров. Его называют учеником знаменитой актрисы, «матери еврейского театра» Эстер-Рохл Каминской. Кстати, говорят, и у молодого Михоэлса интерес к театру проявился на фоне спектаклей, которые давала в Риге та же Каминская Но информации о том, где и как Каминская познакомилась с Аронесом и Михоэлсом, к сожалению, найти не удалось. Возможно, это произошло во время прибалтийских гастролей Варшавского еврейского театра, в котором Эстер была примой. Но и найти доказательства того, что в эти годы она гастролировала в латвийской столице, также не удалось.

Файвиш Аронес прошел всю Первую мировую войну, дважды был ранен, награжден Георгиевской медалью «За храбрость». После революции работал в Москве, Минском и Харьковском театрах. В 1935 году, загоревшись идеей развития еврейской культуры, он переезжает в Еврейскую автономную область и начинает работать в еврейском театре Биробиджана. Аронес пропагандировал все еврейское — песни, книги, спектакли. Как вспоминали современники, за полтора года до его ареста в Биробиджане по просьбе зрителей был поставлен «Тевье-молочник». Спектакль был настолько волнующим, что публика плакала.

В январе 1948-го был убит Соломон Михоэлс. А потом пришел 1949 год, Аронеса обвинили в том, что он «распространял среди своего окружения клеветнические измышления о якобы существующем в СССР гонении на евреев». Приговор не заставил себя ждать – 10 лет исправительно-трудовых лагерей…

10 лет лагерей

«Было около 9 часов вечера… 5 октября, – спустя годы вспоминал арест Файвиша Аронеса его сын Майрум. – Завтра в школу. Я начал складывать учебники в сумку. Мама готовила ужин, а папа пошел в сарай за дровами. Неожиданно в дверь резко постучали. Мама открыла и увидела на пороге двух мужчин и одну девушку. «Мы должны проверить ваши паспорта. А где хозяин?» — спросил коренастый мужчина.

Мама ответила, что папа пошел за дровами. Вскоре появился папа с охапкой дров. Увидев незнакомых людей, спросил, ничего не подозревая: «В чем дело?». Коренастый представился: «Я капитан МГБ Лобашов. Мы должны произвести у Вас обыск и Вас арестовать». У мамы подкосились ноги, она тяжело опустилась на стул. Папу отвели в столовую, маму к нему не пустили. Мне же, 12-летнему сыну, разрешили подойти к папе. Я сел к нему на колени и обнял его. Папа шепнул мне на ухо: «Запомни адрес моих родных — Рига, улица Пушкина, 1, квартира 63. Цын Груня».

Гэбисты производили обыск в спальне и не обращали внимания на меня и папу. В доме все перевернули, искали литературу на идише. При обыске у папы нашли письмо от Михоэлса, с которым его связывала творческая дружба. После окончания обыска маме сказали: «Можете собирать для арестованного вещи в дорогу». Мой мир счастливого детства рухнул. Папу уводили, мы с мамой смотрели в окно на его удаляющуюся фигуру в окружении гэбистов».

И на фронте, и в бараке

Аронес всегда был артистом. Это помогало ему выживать и оставаться при этом человеком. И на войне, и в лагерях он умудрялся не забывать о своем артистическом призвании. В промерзших бараках он сочинял стихи на идиш – теплые и солнечные, как его родина – и все их держал в памяти.

Его сын Майрум рассказывал: «Папа сидел в лагерях строгого режима, носил арестантскую робу в полоску, с номером на груди, без имени. В самые тяжелые моменты вес его доходил чуть ли не до сорока килограмм, выглядел он, понятно, как живой труп. Но… но его ничто не могло сломить. В нем всегда был такой внутренний огонь, загасить который не способны самые суровые испытания. Он мне говорил: «Погибну я или нет, но внутри у меня есть то, что они отобрать не могут. Мой Израиль». И это придавало ему стойкости, иначе он не дожил бы до освобождения».

В январе 1953 года (в 5-ю годовщину смерти Соломона Михоэлса), после прочтения затертой зэками «Правды» со статьей «Убийцы в белых халатах», 60-летний Файвиш написал стихи, до сих пор тревожащие душу:

«Минск мой, безмолвная груда камней,
Груда могильных плит.
В городе мертвых утраты больней –
Шлойме Михоэлс убит.

Город безмолвных могильных плит
Страхом насквозь продут.
Камни безмолвны, но сердце кричит
В надежде на Божий суд.

Но много ли проку в надежде той, 
Если она слепа?
Шлойме Михоэлс, всеобщей судьбой
Стала твоя судьба».

А ночью, после развода, забившись в дальний угол барака, 15 евреев, среди которых были бывший лидер компартии Палестины Иосиф Бергер-Барзилай, раввин Шалом Носем Маргулис, назло смерти и палачам вспоминали Михоэлса. И звучали стихи, написанные Файвишем Львовичем.

Он вышел на свободу в 1956-м и приехал в Ригу. В 1972 году семья Аронес переехала в Израиль. Он прожил яркую жизнь длиной в 90 лет. А незадолго до смерти выпустил в свет книгу лагерных стихов на идиш, написал историю Биробиджанского театра, рукопись которой хранится в Тель-Авивском университете. 

 P.S. Использованы материалы и фотографии Ефима Гаммера – бывшего рижанина, члена Союзов писателей, журналистов, художников Израиля и международных союзов журналистов и художников ЮНЕСКО (www.yefim-gammer.com).

01.10.2016 , 08:00

подготовила Наталия Салагубова , Gorod.lv


Написать комментарий

Типичная судьба того поколения.
Война, коммунистический переворот,лагеря, война, лагеря ... это все испытали в то время, не только евреи-актеры из Даугавпилса.

On zhe Zjuzja,on zhe Parhatij......

Типичная судьба того поколения. Война, коммунистический переворот,лагеря, война, лагеря ... это все испытали в то время, не только евреи-актеры из Даугавпилса. Колдырь

Идеи коммунизма в Россию принесли русские крестьяне, чтобы досадить местечковым евреям.

Идеи коммунизма в Россию принесли русские крестьяне, чтобы досадить местечковым евреям. масон высокого градуса

Moz'et naoborot ?

Moz'et naoborot ? zanna

Может, но не хочет.

On zhe Zjuzja,on zhe Parhatij...... Serz

ВЕЙ З МИР!

при всем нашем уважении, та ки кроме евреев в этом городе уважаемых людей не жило?

Написать комментарий