Раскрыты бенефициары украинской доли RosUkrEnergo

26 апреля популярная газета "Известия" вышла с бомбой на первой полосе. Именно ее журналистам удалось по открытым источникам выяснить, что доходы от части газового трейдера RosUkrEnergo, не принадлежащей "Газпрому", делят между собой в пропорции 9 к 1 некто Дмитрий Фирташ и Иван Фурсин. Оба бенефициара оказались украинскими бизнесменами.

До публикации “Известий” многие пытались решить задачу о бенефициарах RosUkrEnergo, правда, данных для ее решения всегда не хватало. Дано. Компания RosUkrEnergo была зарегистрирована 22 июля 2004 года в швейцарском кантоне Цуг. Уставный капитал RosUkrEnergo составлял всего 100 тысяч швейцарских франков. Половина RosUkrEnergo принадлежит российскому газовому концерну “Газпром”. Интересы владельцев второй половины представляет компания Raiffeisen Investment, которой принадлежат 100 процентов Centragas Holding. Последнюю принято считать номинальным держателем той самой половины акций RosUkrEnergo. За первые девять месяцев 2005 года швейцарский газовый трейдер RosUkrEnergo AG выручил почти 3 миллиарда долларов, получив чистую прибыль в размере 500 миллионов долларов (об этом известно из отчета “Газпрома”). Никаких зацепок.

Таинственные незнакомцы не давали покоя как Верховной Раде, которой хотелось знать, кто стоит за поставками газа, так и российских парламентариев. Счетные палаты двух стран проводили совместные проверки, а на вопросы о структуре собственности RosUkrEnergo приходилось отвечать МИДу, ФСБ и даже самому “Газпрому”. По версии последнего, соучредителями RosUkrEnergo с равными долями в уставном капитале (по 50 процентов) являются Arosgas Beteiligungs holding AG и Centragas Beteiligungs holding AG.

Масла в огонь подлил российский президент. Когда его спросили напрямую, кто владеет RosUkrEnergo, он заявил, что журналистам следует обратиться к президенту Украины Ющенко – он, мол, в ответе за ту долю, которая не принадлежит “Газпрому”. В то же время украинская “оранжевая” власть постоянно заявляла о том, что не знает, кто получает прибыль от деятельности RosUkrEnergo.

Ситуация вокруг трейдера, обороты которого достигли нескольких миллиардов долларов, перешла из экономической плоскости в политическую. Так, Юлия Тимошенко сделала выяснение собственников RosUkrEnergo одним из основных пунктов программы блока имени себя. Юлия Тимошенко однажды заявила, что за RosUkrEnergo стоят экс-председатель правления “Нафтогаза Украины” Юрий Бойко и его первый заместитель Игорь Воронин. По мнению же злых языков, все эти действия направлены просто на замену RosUkrEnergo на более близкую Тимошенко “Итеру”. В свою очередь, премьер-министр Украины Юрий Ехануров заявил, что стране RosUkrEnergo не нужна. Все это время Виктор Ющенко вел переговоры с российскими газовиками и делал вид, что происхождение швейцарской фирмы его не интересует. Наконец, RosUkrEnergo заинтересовалось Министерство юстиции США.

Статус RosUkrEnergo как эксклюзивного поставщика газа украинским потребителям не вечен. Со второго полугодия ожидается сразу два примечательных события – передача функции продажи газа потребителям совместному предприятию RosUkrEnergo и “Нафтогаза” – созданному в феврале “Укргаз-Энерго”. При этом бенефициары украинской стороны в управление новым предприятием предпочитают не вмешиваться – СП возглавил “газпромовец” Александр Рязанов.

Отчет

Таким образом, отчет аудиторов из PricewaterhouseCoopers о RosUkrEnergo за 2004 и 2005 годы всплыл очень вовремя – как раз тогда, когда украинские бизнесмены Дмитрий Фирташ и Иван Фурсин могли решить выйти из этого нервного бизнеса. Фирташу, как пишут “Известия” со ссылкой на аудиторов, принадлежат 90 процентов в той части RosUkrEnergo, которая не принадлежит “Газпрому”. Остальные 10 процентов принадлежат Фурсину. Чтобы не путаться в этих процентах, скажем проще: 50 процентов RosUkrEnergo принадлежат “Газпрому”, 45 Фирташу и 5 – Фурсину.

На полях стоит отметить – в свое время, как пишет BBC, другая аудиторская компания, KPMG, отказалась от дальнейшеей проверки финансовой отчетности RosUkrEnergo, послав трейдеру соответствующее письмо в ноябре 2005 года.

Довольно странным при таком раскладе является тот факт, что Виктор Ющенко ни разу не назвал собственников RosUkrEnergo. Дело в том, что Дмитрий Фирташ в основном известен двумя фактами: тем, что возглавлял филиал компании Highrock Holdings Ltd, принадлежащей Семену Могилевичу (последний находится в международном розыске) и тем, что обеспечил перелет в Киев, на инаугурацию президента, родственников Виктора Ющенко, заплатив за нее 270 тысяч долларов.

Фирташ также представлял интересы Eural Trans Gas в Туркмении, Узбекистане и Казахстане. Согласно исследованию британской неправительственнной организации Global Witness, Eural Trans Gas очень тесно связана с RosUkrEnergo. Euro Trans Gas глава службы безопасности Украины Александр Турчинов называл детищем Семена Могилевича. Ряд менеджеров организации являются сотрудниками RosUkrEnergo. Интересно, что одной из причин прихода на рынок RosUkrEnergo является как раз непрозрачность Eural Trans Gas, зарегистрированной в свое время израильтянином и тремя румынами, которые оказались, по мнению Global Witness, ненастоящими собственниками. Рекорд непрозрачности был побит, когда акции Eural Trans Gas у этой четверки выкупили две зарегистрированные на Кипре компании, владельцы которых, конечно, остались неизвестными.

Не менее странная биография и у Ивана Фурсина, владельца одесского Мисто-банка, связанного с “Индустриальной группой”. Бизнесмену принадлежит крупный пакет акций в Одесской киностудии и роль в скандале вокруг киевской обувной фабрики, которую Фурсин с бизнес-партнером пытались перевезти, крепко поругавшись с коллективом. Пытался избираться в составе блока Литвина, потерпел неудачу. Решительно непохоже, чтобы этот человек принимал посильное, хотя и миноритарное участие в таком крупном деле как поставки газа на Украину.

Заключение

Каждый раз, когда речь заходит о поставках газа на Украину, получается, что в деле участвует множество организаций – нужных и не очень, зарегистрированных в самых разных странах мира, возглавляемых разными, а чаще вовсе неизвестными людьми. Цепочка, состоящая из физических лиц, может быть еще длиннее. Вряд ли цепочка заканчивается на двух бизнесменах “на букву Ф”, хотя бы в отчете аудиторов и было написано, что они являются бенефициарами. Впрочем, проверить это невозможно.

Гораздо важнее подумать вот над каким вопросом: если “оранжевое” правительство знало и поддерживало людей, которые сидят в RosUkrEnergo, то зачем трейдер установил такие высокие цены? Неужели один из бенефициаров согласился закупать в России газ по 230 долларов за тысячу кубометров, поддержав тем самым “Газпром”?

Это мы точно вряд ли узнаем.


Написать комментарий