Миллиард евро туда, миллиард – сюда…

Неделю назад информационные агентства Латвии распространили сообщение о том, что Евросоюз в ближайшие семь лет окажет нам помощь в размере 5,7 млрд. евро. Внимательно ознакомившись с планируемым правительством распределением денежных потоков, «Час» высказал некоторые сомнения в их полной прозрачности. После чего вашего корреспондента пригласили в министерство финансов.

A не придется ли Латвии за пользование миллиардами ЕС платить налог?

«Час» ожидал, что состоится обычная пресс-конференция. Однако позже выяснилось, что на встречу с ним пришли аж три сотрудника министерства. Разъяснять. Оказывается, произошла информационная неувязочка. Кто внес ошибку, не столь важно, но она составила 1,7 млрд. евро.

На самом деле структурные фонды ЕС дают Латвии 4 млрд. 1 млн. евро, которые будут распределены по трем широким направлениям: на развитие людских ресурсов и их эффективное использование, на повышение нашей конкурентоспособности и на развитие инфраструктуры.

А еще 1,7 млрд. – это деньги, которые поступят отдельным потоком – и только на развитие сельского хозяйства и животноводства. Вернее, они уже поступают.

По ходу дела «Час» задал несколько уточняющих вопросов. Первый касался денег, выделяемых на «публичные информационные услуги». Нам важно было понять, не пойдут ли они конкретно Гостелевидению, которое мается без средств и не знает, как бы их легально выкачать из народа. Ответ был твердый: нет. Эти деньги Гостелевидению не пойдут, а будут направлены в основном на «обинтернечивание» всей страны.

Второй вопрос касался контроля финансовых потоков. Оказывается, он будет тройным: следить за целевым использованием средств будут аудиторы тех министерств, через которые пойдут деньги, аудиторы министерства финансов и Еврокомиссии.

Третий вопрос относился к деньгам, которые должны быть направлены в весьма неконкретную сферу, именуемую инновациями. Дело в том, что мировая практика расходования денег на инновации допускает до 30% вылета их в трубу. Оказалось, что мы себе такого позволить не можем, поэтому всякий инновационный проект будет проходить сквозь три экспертных сита: научное, технологическое и рыночное. Оплачивать услуги экспертов будет автор проекта. Зам. госсекретаря минфина Анджс Убелис уверил, что в таком случае реально пройдут только по-настоящему эффективные проекты, но не прожекты.

Вызвала сомнение «Часа» и прозрачность потока денег, направляемого на так называемое содействие социально-экономическому влиянию культурной среды. Что сие значит? Ответ оказался интересным: Брюссель имеет в виду только ту культурную среду, которая приносит дополнительные рабочие места или дает самостоятельный экономический эффект. Вся прочая культурная среда должна рассчитывать на содействие латвийского государства. То есть реставрировать, например, Рундальский замок в целях увеличения потока туристов можно на деньги Брюсселя, а красить забор у здания самоуправления – только на свои.

Что еще: ЕС не финансирует ни при каких обстоятельствах все, что является заботой самого государства – армию, пенсионеров, содержание служащих, включая врачей и учителей… Но! При этом достойно финансирует работу всех тех, кто будет обслуживать финансирование из Брюсселя, -оплачивает их офисы, оргтехнику, связь, что необходимо для эффективного администрирования…

Последний вопрос был нарочито наивным: а не придется ли Латвии за пользование миллиардами Евросоюза заплатить налог на добавленную стоимость? Оказалось, Латвии платить PVN не придется, а вот те, кто конкретно деньгами воспользуется, PVN заплатят. Но пойдет налог уже в латвийскую казну, а это в совокупности около миллиарда евро. Правда 1,1 миллиарда Латвия должна будет за семь лет заплатить Брюсселю в виде «членских взносов».


Написать комментарий