Сколько стоит право коптить небо

В Европе разгорелись споры вокруг действующих в рамках ЕС квот на выбросы вызывающего парниковый эффект углекислого газа (CO2), которые получили 9400 европейских предприятий, в том числе 93 латвийские компании

Недавно Еврокомиссия обобщила данные о том, насколько успешно сработала данная схема в прошлом году. Оказалось, что большинство стран Евросоюза получили гораздо больше квот, нежели реально используют.

В случае с квотами на выброс СО2 фраза “деньги на ветер” приобретает буквальный смысл.
В Европе разгорелись споры вокруг действующих в рамках ЕС квот на выбросы вызывающего парниковый эффект углекислого газа (CO2), которые получили 9400 европейских предприятий, в том числе 93 латвийские компании. Недавно Еврокомиссия обобщила данные о том, насколько успешно сработала данная схема в прошлом году. Оказалось, что большинство стран Евросоюза получили гораздо больше квот, нежели реально используют.

Избыток отразился на рынке

В Латвии, Эстонии, и особенно в Литве, разница между выделенными квотами и реальными выбросами весьма впечатляюща. Но это совершенно не устраивает такие страны, как Великобритания и Ирландия, поскольку там наблюдается обратная ситуация: число выделенных квот значительно меньше объема реальных выбросов. Поэтому энергетические предприятия с Британских островов вынуждены докупать квоты у других европейских компаний или вкладывать средства в сокращение выбросов.

В то же время латвийским, да и многим европейским предприятиям ничего и никуда вкладывать не нужно, да еще и имеется возможность продать “свалившиеся с неба” квоты. Другое дело, что избыток предложения вызвал обвал на рынке квот: еще в апреле 2006-го за одну тонну (или одно разрешение) можно было выручить 30 EUR, а в мае бывали дни, когда цена разрешения не превышала 10 EUR. Сейчас она снова выросла — до 17 EUR. Рост цен стал реакцией рынка на действия правительства Германии, которое урезало “излишки” своих предприятий приблизительно на 10 млн. разрешений.
Еврокомиссия смотрит в будущее

В Великобритании вполне резонно указывают, что такая ситуация с квотами вообще подрывает смысл существования рынка, поскольку совершенно не мотивирует большинство стран предпринимать меры, связанные с введением природоохранных технологий. А следовательно, никак не служит выполнению главной цели — сокращению выбросов, согласно требованиям Киотского протокола.

Впрочем, реакция Еврокомиссии была не очень резкой: брюссельские чиновники пообещали, что будут строже подходить к плану квот на выбросы в 2008—2013 годах (нынешний план определяет объемы квот на 2005—2007 гг.).
Плюс-минус 20 миллионов

Данные Еврокомиссии действительно любопытны. Например, латвийские предприятия, имеющие квоты, в прошлом году выбросили 2,85 млн. т углекислого газа, тогда как выданные им разрешения позволяли выбросить 4,06 млн. т. Разница весьма приличная — 1,21 млн. разрешений, стоимость которых, даже при нынешних упавших ценах на бирже, составляет 20,6 млн. EUR.

В Эстонии эта разница еще более впечатляющая и составляет более 6 млн. разрешений, а в Литве — 4,8 млн. разрешений. В случае с Литвой поражает тот факт, что избыток квот составляет 42% от их общего объема. В Еврокомиссии столь огромное расхождение объясняют незамысловато: во время планирования квот предполагалось, что скорое закрытие Игналинской АЭС воскресит угольные электростанции, но эти ожидания не оправдались.
Есть и пострадавшие

Кстати, из-за европейского “перепроизводства” квот на эмиссию CO2 и связанных с этим перепадов на рынке разрешений в каком-то смысле пострадало латвийское предприятие Daugavpils siltumtīkli. На 19 апреля Daugavpils siltumtīkli назначило аукцион по продаже 19 780 разрешений по начальной цене — 20 EUR за разрешение.

Однако аукцион не состоялся, поскольку в день его проведения биржевая цена за одно разрешение достигла уже 31 EUR, и предприятие, побоявшись упустить прибыль, отменило аукцион, пообещав провести его в течение месяца. По странному совпадению именно с 19 апреля цена разрешения на бирже стала неуклонно снижаться и в мае упала ниже отметки 10 EUR.

Некоторое время спустя выяснилось, что Daugavpils siltumtīkli откладывает аукцион на неопределенное время, поскольку продажу квот по столь низкой цене предприятие считает нецелесообразной.


Написать комментарий