Центральный вокзал Риги: про криминальный колледж и «полицейский футбол»

«Час» перед началом сезона отпусков оценил криминальную обстановку на главном транспортном узле города

«Тоннели на первом этаже – это территория карманников, в основном начинающих. На лестнице – штаб у группы секс-шантажистов. В барчике на втором этаже – штаб грабителей. На самой площади – место сбора наркош. Вот, кстати, одного из туалета выносят…»

Центральный вокзал – место уникальное. Хотя бы потому, что здесь нет единого полицейского контроля. Работник одного из вокзальных магазинчиков, взявший на себя роль гида «Часа», поясняет:

Вот сама Привокзальная площадь. Она – в юрисдикции полиции Центрального района. А есть еще отдельный участочек в самом здании вокзала. А на перронах распоряжается транспортная полиция. А со стороны киосков и базара рулит уже двадцать второй участок… В общем, все сложно.

Примеров того, как именно происходит «разделение полномочий» в этом районе, достаточно (один из них – см. врезку «Случай в переходе»). Естественно, местные криминалы по мере сил пользуются «анархией» на вокзале.

Итак, где и кто именно поджидает обычного рижанина (гостя столицы), пересекающего ЦВ?

Площадь

На Привокзальной площади давно сложилось парадоксальное сожительство официоза и маргиналов. С одной стороны, различные оплаченные государством (Европой, Ригой) поучительные акции проходят именно здесь. На них тратятся бюджетные тысячи, о них пишут в газетах. Вот на днях, к примеру, здесь «привлекали внимание общественности» к химически опасным веществам. А еще здесь стоит «скорая», в которой демонстрируются учебные материалы о болезни сердца.

Между тем буквально там же, на скамейках, проходят

  1. «пятиминутки» бездомных попрошаек, где они распределяют с утра районы и делятся успехами по вечерам,
  1. консультации юных наркоманов на тему «у кого есть?». Часто здесь же производится и продажа.

По вечерам, когда народу мало, здесь нередко можно наблюдать и нечто среднее между попрошайничеством и грабежом: двое или трое массивных молодых парней нависают над одиноким прохожим и настойчиво требуют материальной помощи.

Большие залы

Длинное изогнутое пространство между дверьми, выходящими на стоянку маршруток, и дверями, выходящими на «Стокманн», – место обитания сразу нескольких категорий вокзальных криминалов.

У тоннелей, а также у «открытых» прилавков обычно роятся карманники. Зачастую начинающие: перед тем как начать работать в закрытых пространствах типа транспорта, молодежи необходимо стажироваться именно в таком месте – куча входов и выходов, поворотов, масса народу вокруг. Объектами «воров-студентов», по словам местных работников, чаще всего становятся пенсионерки, следующие на базар. Вторая категория жертв – девочки-школьницы, уже таскающие мобильники и деньги в сумочках, как взрослые дамы, но еще не имеющие взрослой собранности.

А в туалетах идет прием наркоты, – говорит наш гид. – Официально человеку, даже если он явный нарк, в помещение пройти не запретишь. Вот он и занимает кабинку, чтобы спокойно принять…

Особых пристрастий у сегодняшних вокзальных наркоманов нет. Кто-то по-прежнему на героине, кто-то перешел на амфетамин, клоназепам и т. д. Некоторые пробуют выпаривать псевдоэфедрин из средств от кашля, продающихся без рецепта. Самые «пропащие» покупают в табачном магазинчике заправочные газовые баллоны для зажигалок и запираются в кабинках с ними. По сравнению с тем, как выжигает мозг газ, клей «Момент» из начала 90-х выглядит валерьянкой.

Конечно, это только личное наблюдение, – признается продавец. – Но, по-моему, у них какая-то волна пошла. Во всяком случае, я в последнее время очень часто вижу, как из подвальных туалетов «трупы» выносят…

Второй этаж

Это, в принципе, самое «чистое» место Центрального вокзала. Как пояснили «Часу» знакомые с обстановкой оперативники, здесь сидит вокзальная «элита». К примеру, в далеком углу пивного барчика, откуда хорошо просматривается коридор, постоянно зависает «штаб» некой группы, занимающейся серьезными грабежами.

На лестнице между первым и вторым этажом почему-то собирается юниорская группа секс-шантажистов («Час» подробно писал об этом бизнесе на прошлой неделе). Руководят ею юноши с Маскачки. Девушки, работающие «под школьниц», в основном из маргинальных семей.

Здесь же, в баре с игральными автоматами, многие спускают «заработанное» за день.

Здесь вас, скорее всего, не ограбят. Опасность поджидает в магазинах одежды. Из воров сюда поднимаются только серьезные профессионалы, которые внешне неотличимы от «чистой публики» и могут работать в сложной обстановке – без толпы и возможности сбежать.

Перроны

Пока что с учетом временного похолодания перроны и электрички еще не представляют интереса для криминалов. Но когда начнется сезон отпусков и здесь начнут образовываться настоящие толпы, рекомендуем быть осторожными при посадке в электричку. Будут воровать.

P.S. Как пояснили «Часу» в госполиции, отдельной полицейской статистики по вокзалу не ведется. Причина та же: здесь – граница нескольких «зон ответственности».

Случай в переходе

Подземный переход в районе Центрального вокзала интересен по многим показателям. Во-первых, здесь постоянно орудуют карманники. Причем чаще всего одни и те же. По статистике, чаще других от умелых рук воришек здесь страдают мужчины. Во-вторых, преступники часто остаются безнаказанными по той простой причине, что именно по этому переходу проходит граница между Центральным районом и Латгальским предместьем Риги.

По словам пресс-секретаря Главного управления полиции Риги Айгарса Берзиньша, здесь же по осевой проходит и граница территории, которую контролирует полиция Центрального района и Латгальского предместья столицы. А именно: ступеньки, выходящие возле автовокзала, находятся под контролем полиции Латгальского предместья, а почти за все остальное ответственность несут копы из Центрального района. Во что это в итоге выливается, хорошо демонстрирует случай с одной нашей коллегой, произошедший три года назад.

Спускаясь в тоннель, она почувствовала, что в сумку к ней кто-то залез. Это оказался подросток, который на крики среагировал довольно спокойно – дело было поздним вечером, на помощь одинокой девушке никто не собирался. Вторая попытка вытащить из сумки мобильный увенчалась успехом – мальчишка ловко выхватил телефон и бросился наутек. Понятно, что на каблуках далеко не убежишь. В итоге, погоня завершилась ничем.

Оплакивая телефон, коллега прямиком отправилась в полицию, что в районе Центрального вокзала – 22-е отделение. Там ее выслушали, но уточнив, где произошло преступление, заявили: «Это вы неправильно обратились. Там уже не наш район. Вам надо в отделение на ул. Матиса, там с этим разберутся». К счастью, девушку подвезли. Но и в 21-м отделении отказались принимать заявление. «К вам же в сумку залезли на ступеньках, так это не к нам. Не наш это участок». На предложение проехать обратно в участок на Гоголя журналистка ответила отказом – уже было два часа ночи, а гарантий возврата телефона или хотя бы розыска воришки она так и не получила.

Как рассказали сами полицейские, помимо карманников, подземные переходы облюбовали и те, кто занимается рывковыми кражами. Очень удобная практика: один выхватывает сумку, быстро передает ее другому, тот – третьему. Пока жертва пытается оправиться от шока, преступники делают ноги. Причем так стремительно, что запомнить их лицо практически невозможно.


Написать комментарий