Старики – на последнем месте, или Почему «футболят» Даугавпилсский пансионат? 6

Вопрос реорганизации Даугавпилсского пансионата назрел давно. С одной стороны, неминуемо растет потребность в подобного рода услугах. Город не молодеет, растет число людей, которым требуется паллиативное лечение или постоянный уход. С другой стороны, «зажимает» Министерство благосостояния: дескать, пансионаты нужно переводить на другой качественный уровень, создавать для пожилых людей и инвалидов новые групповые дома и пансии.

Какой же выход в этой ситуации видит правящая коалиция Даугавпилсской думы? «Прятать голову в песок», считает депутат думы от «Согласия» Марьяна Иванова-Евсеева. О перспективах учреждения, угрозе закрытия и пассивности властей, в ее комментарии далее.

Ты помнишь, как всё начиналось?

- Прошлый, 2017 год, был особенно урожайным на обещания, - рассказывает Иванова-Евсеева, - Буквально все политические партии в своих программах описывали светлое будущее Даугавпилсского пансионата. Что называется, углубим и расширим. При этом Латгальская партия, стоявшая у руля, даже называла конкретные цифры. Плюс 75 мест. На тот момент Социальным комитетом думы руководил Петерис Дзалбе («No sirds Latvijai», Ингуны Судрабы). Он тоже был в тренде. Кипела работа по подготовке техпроекта и покупки здания на Сигулдас, 24 под нужды пансионата. Местные архитектурные компании, воодушевленные развитием сектора социальных услуг, корпели над созданием концепций коммерческих хосписов в Даугавпилсе (эта услуга очень популярна в Европе). При этом депутаты проявляли живейший интерес к вопросам опеки стариков и больных: как-никак, шел предвыборный год.

Примечательно, что уже в начале января 2017 года стало ясно: пансионаты придется реорганизовывать. Нет, не закрывать. А менять качественный состав обитателей. И чтобы все нуждающиеся в помощи были удовлетворены, Минблаг предложил несколько новых форм институционального (круглосуточного - прим. ред.) ухода за больными. Одновременно министерство «спустило» новые правила по квалификации клиентов. Теперь таких групп четыре: от тяжело больных, не способных ухаживать за собой, до людей с нарушениями, которым требуется уход, но без постоянного сопровождения.

Собственно, что предлагает Минблаг? Оставить в пансионатах только «тяжелых» пациентов. Для других – обеспечить больше свободы: передвижения, личного пространства и самообслуживания. Почему бы и нет? В Латвии – масса удачных примеров создания так называемых пансий (об этом позже). Но! Зачем думе, Социальной службе и руководству пансионата себя утруждать? Все решили жить по-старому, строить пансионат №2 и не углубляться в вопросы планирования социальной защиты. Ну, кому нужно думать пятилетками и концепциями? Это слишком трудоемко.

И руками развели

А дальше все развивалось в жанре трагикомедии, - продолжает депутат, - И одним из действующих лиц этого действа был собственно руководитель пансионата Валентин Плонис. Еще в апреле 2017 года г-н Плонис в годовом отчете учреждения рапортовал: нам нужны новые места, хотим новый корпус, дайте Сигулдас, 24. В августе 2017 года он уже разводил руками: о новом проекте что-то слышал, но не видел. Очередь в пансионат есть? Очереди нет. Месяцем позже, г-н Плонис поддерживает присоединение к пансионату нового небольшого здания, соседствующего с нынешним пансионатом. Здание муниципальное, жильцы переселяются в другие квартиры самоуправления. Плюс 13 койко-мест? Нужно – значит, нужно. Ровно через год, в новом годовом отчете г-н Плонис бьет тревогу: караул, Минблаг вводит запрет на размещение в пансионате пациентов 1-2-го уровня. Теперь будем принимать только «лежачих». Что с остальными? Вы – депутаты, вы и думайте. В итоге всем жалко и пансионат, и его обитателей. Но никто не хочет сесть, и как следует во всем разобраться. Поэтому это сделали мы («Согласие» - прим. ред.)

Ищем ответственных

Сразу поясню: нынешнем обитателем пансионата волноваться не о чем. Они и дальше смогут проживать под наблюдением специалистов и медиков. Что касается новых претендентов, которых социальные работники классифицируют, как клиентов первой и второй группы, то нигде в Правилах Кабмина я не нашла запрета на их размещение в пансионате. Я обсуждала этот вопрос с авторами правил и экспертами. Принцип прост: тяжелобольных – в пансионат, остальных - по усмотрению самоуправления. Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку. А Даугавпилсский пансионат состоит исключительно на дотациях городской думы.

Конечно, есть рекомендации для пациентов со средними и легкими формами физических и психических расстройств. Их предлагается опекать по-другому. На дому, в групповых квартирах, пансиях и т. д. Но это только рекомендации. В сущности, никто не запрещает расширять действующий пансионат. Однако! Проект на Сигулдас, 24 все-таки застопорили. И вот парадокс – г-жа Солдатенок, нынешний руководитель Социального комитета думы ( Латгальская партия), объясняет это все той же позицией Министерства благосостояния. Мол, не положено. Пациентов 1-2-го уровня брать нельзя.

Как тут не вспомнить о том, что закон что дышло. И на этот раз вышло так, как удобнее уважаемой Солдатенок.

А ведь еще полтора года назад дума совместно с Социальной службой города и руководством пансионата должны были начать кропотливую работу. А именно: оценить потребность пожилых горожан, имеющих проблемы со здоровьем, в услугах круглосуточного ухода. Далее было необходимо подготовить все документы планирования: как будем развивать пансионаты, пансии и другие учреждения социального ухода. Следующий шаг: нужно было оценить имеющиеся мощности социальной службы и понять, каким путем мы идем: расширяем пансионат, уход на дому, покупаем, строим, реновируем новые здания под определенные нужды. И только после этого, планомерно двигаться вперед. Естественно, заложив необходимые средства в бюджете этого года. Как выяснилось, домашнюю работу не сделал никто. А принимать на себя эстафетную палочку г-жа Солдатенок, по всей видимости, не пожелала.

В итоге, нынешней коалиции проект на Сигулдас, 24 показался слишком затратным. Социальная служба также не встала на его защиту. Никаких документов планирования нет. Так что правящие решили пойти самым простым путем. Просто не ввязываться в крупномасштабные проекты. Тем более, что покупка здания на Сигулдас, 24 действительно сомнительная. Здания находится в плачевном состоянии.

При этом, Министерство благосостояния не скрывает свое удивления: дескать, ребята, вы спрашиваете, что делать с пациентами 1-2 уровня. А, собственно, где вы были раньше, и почему вы не пришли к нам годом ранее? Где все ваши социальные концепции, расчеты и иже с ними?

Рабочая группа работает

Чтобы не ударить в грязь лицом, в феврале дума созывает рабочую группу по вопросу пансионата. Депутатов в эту группу не приглашают. Поэтому я могу судить о качестве ее работы только по протоколам двух (!) заседаний. Согласитесь, за два «прихода» поднять весь пласт проблем невозможно. Но давайте заглянем в протоколы. Итак, Социальная служба признает: очередь есть, как минимум 11 человек сейчас ожидают свое место в пансионате. Но будет еще больше. Г-н Плонис рапортует, что в нынешнем состоянии и по всем санитарным нормам принять больше клиентов пансионат не может. Департамент развития сообщает, что по Сигулдас, 24 есть только строительный проект: ни цели, ни концепция по размещению в нем клиентов пансионата не оговариваются. При этом шансов получить европейское финансирования на реновацию здания – нет. Вице-мэр Здановскис считает, что содержание нового здания (это около 400 000 евро в год) самоуправлению не по карману. Солдатенок предлагает пойти простым путем. В прошлом году дума переняла здание, соседствующее с пансионатом. Здание – небольшое. Где-то на 13 койко-мест. Авось, хватит. Назовем его пансией, переоборудуем. И поставим галочку. Что интересно, еще в марте г-жа Солдатенок обещала представить на суд депутатов свои предложения по решению проблемы. Однако воз и ныне там.

Болейте, на здоровье

- Боюсь, что формальный подход и отсутствие какого-либо планирования в скором времени заведет нас в тупик. Уже сегодня треть клиентов пансионата, а это 81 человек, имеют 1-2 уровень ухода. В ближайшие годы, мы можем ожидать новую волну желающих переселиться в подобного рода социальные учреждения. И свободных мест для них не будет. Совершенно ясно, что из-за пассивности наших власть предержащих, пожилые люди уже в этом году не смогут получить надлежащей социальной помощи. Почему? Потому что пансионат введет жесткую фильтрацию. Потому что другие виды социальной помощи предназначены только для «легких» больных. Так, уход на дому не предполагает медицинского сопровождения. Это только покупка продуктов, уборка дома, помощь с соблюдением личной гигиены. Услуга групповых квартир на Шаура – это тоже не вариант. Услуга подразумевает жилье для душевнобольных и помощь в решение социальных проблем. Но ведь ясно, что нашим старикам, которые пытаются «прорваться» в пансионат, нужна именно медицинская помощь. Так что все те, кого не примет пансионат, рискуют остаться без должной поддержки.

Пансия – спасение?

Как бы это странно не звучало, Даугавпилсское самоуправление достаточно обеспеченное, чтобы позаботиться о своих стариках. И в сущности, КАК мы это будем делать, зависит только от нас. Так, Рига сотрудничает с массой общественных организацией и покупает у них социальные услуги для жителей. В 2017 году совместно с Обществом самаритян была открыта первая в Риге пансия. Это жилье с индивидуальными комнатами для инвалидов и пожилых людей с различными функциональными нарушениями. Жильцам пансии предоставляется круглосуточный уход, персональная помощь и насыщенная культурная жизнь. Люди под присмотром. Но имеют достаточно личного пространства. Подобного рода пансии созданы также в других городах Латвии, даже в маленьких «новадсах». Но «общежития» с медицинским сопровождением – это лишь одна из новомодных идей. Спектр услуг должен отвечать нуждам каждого города. К сожалению, в Даугавпилсе растет количество пожилых людей с психическими расстройствами, зависимостями и сенильной деменцией. Государство от них все больше открещивается. И самоуправления – остаются последним пристанищем для них. Особенно, когда у стариков нет родственников.

Самая большая глупость, которую могла бы сделать Даугавпилсская дума сегодня, это без разбора разместить всех страждущих в пансиях или в групповых квартирах. Просто переименовать часть пансионата – это тоже не выход. Мы должны посмотреть на картину целиком: если диагнозы таковы, что нам нужно расширять именно пансионат, то нечего бояться Минблага. В конце концов, мы (горожане) платим за все. Нельзя допустить, чтобы люди пожилые одинокие люди оставались погибать в своих квартирах в ожидании очереди или правильной интерпретации правил Кабинета министров.

Что такое пансия?

Пансия - это разновидность пансионата. Жильцы пансии - в основном пожилые люди с функциональными нарушениями, имеющие проблемы со здоровьем. По объективным причинам они не могут позаботиться о себе в достаточной степени, чтобы жить отдельно, в собственной квартире. В пансиях они получают 24-часовое сопровождение, но при этом имеют больше личного пространства и возможность самообслуживания. Услуга включает в себя размещение человека в отдельной комнате, медицинский уход и сопровождение со стороны социальных работников, организацию свободного времени, помощь в покупке одежды и предметов личной гигиены. В пансиях имеется общая кухня, где человек самостоятельно или с помощью сотрудника готовит себе пищу, и помещения для проведения досуга.


Написать комментарий

Молодец Марьяна. Очень детально все разобрала. Проблема Даугавпилсской думы - отсутствие вообще какого либо планирования. Солдатенок, Якубовская, Силиня, Лачплесис это прошлый век

Плонису пора оставить свой пост. Он там (в пансионате) всегда сидел под колпаком у своей жены - Сафоновны и ее дочки Аллы. Они часто пили а затем Валентина возили на откачку. Вот вам и результат работы. Марияна - так держать!

Молодец Марьяна. Очень детально все разобрала. Проблема Даугавпилсской думы - отсутствие вообще какого либо планирования. Солдатенок, Якубовская, Силиня, Лачплесис это прошлый век Анна

Они отрыжки Перестройки которая привела к полному краху.

А Даугавпилсский пансионат состоит исключительно на дотациях городской думы.---------------------------------почему исключительно на дотациях думы? клиенты пансионата платят в месяц почти 400 евро

А не за много пенсионатов вишки рядом калупе хватит деньги отмывать! И так живут хозяева за счёт нас все года!

А тебе что?

Написать комментарий