Наша история: По следам масона Елагина в Латгалии 3

Знаменитому масону и поэту, обер-гофмейстеру Екатерины II Ивану Перфильевичу Елагину в Латгалии принадлежали Балвская, Лиепнасская, Вилякская, Балтинавская, Рускуловская и Берзинская господские усадьбы.

Иван Перфильевич Елагин был выдающимся человеком. До конца своей жизни он пользовался безграничным доверием и расположением российской императрицы Екатерины II. Она писала о нем: «Он хорош без пристрастия». При этом Иван Перфильевич – из числа немногих приближенных императрицы, кто не был ее любовником.

Елагин стал одним из первых членов Российской академии наук. Современники почитали его и называли не иначе как «первым писателем в прозе после Ломоносова».

Оставил свой след Елагин и у нас, в Латгалии. Ему не только принадлежало несколько имений в крае, но он еще и спонсировал строительство местных храмов. Так, благодаря Ивану Перфильевичу в Балвской усадьбе в 1774 году была построена православная церковь. Он выделял работников и средства на Балвский католический храм, строительство которого было закончено после смерти екатерининского вельможи.

Родом из римлян

Иван Перфильевич Елагин родился в 1725 году в старинной дворянской семье. Его предки вели свою родословную от римлянина Винцентия, в 1340 году перебравшегося сначала в Литву, а потом в Москву, а также от карпатских русинов. Он рано потерял отца, на 13-м году был определен в Шляхетный корпус, откуда в 18 лет был выпущен прапорщиком в Невский полк. Затем Елагин служил в Лейб-кампанском корпусе, на досуге изучая языки и литературу. Был пожалован в адъютанты к графу Разумовскому и произведен в премьер-майоры, а затем – в полковники.

В 1758 году, когда заподозренный в заговоре против Елизаветы Петровны канцлер граф Бестужев-Рюмин был арестован, полковника Елагина как сторонника Екатерины сослали из столицы в родовое имение под Казанью. Вскоре туда стали приходить дружеские письма от будущей императрицы Екатерины II. В одном из них она обещала: «Будь уверен, что я никогда не забуду любви и верности твоей».

И не забыла. С воцарением Екатерины II на престол Елагин немедленно был возвращен из ссылки и щедро награжден за преданность. Императрица произвела его в чин действительного статского советника, назначила на службу в Кабинет собственных дел Ее величества, поставила на должность статс-секретаря для принятия прошений и ввела в Комиссию о вине и соли.

Директор придворных театров

20 декабря 1766 года Иван Перфильевич получил пост директора придворных театров и на этой должности оставил заметный след в истории развития театрального искусства в России.

При Елагине впервые стали утверждать штат и заранее разработанный театральный репертуар, артистам назначался конкретный годовой оклад, а впоследствии актерам должна была выплачиваться пенсия.

Благодаря Елагину был учрежден Русский публичный театр в Санкт-Петербурге. Н. И. Новиков писал: «Его тщанием Российский театр возведен на такую степень совершенства, что иностранные люди ему удивляются».

Рассказывали, что Елагин также имел слабость к актрисам. Как-то раз в гостях у заезжей танцовщицы он начал делать пируэты перед зеркалом и вывихнул ногу. После того случая императрица позволила ему ходить с тростью и даже сидеть в ее присутствии. Однако все хорошо знали истинную причину травмы Елагина и хихикали ему чуть ли не в лицо. Самолюбивый Елагин был вынужден подать в отставку.

Правда, многие исследователи отставку Ивана Перфильевича объясняют масонством.

Масон Елагин

Энергия Ивана Перфильевича восхищает: он успевал писать литературные и философские произведения, выполнять обязанности чиновника, ухаживать за женщинами и играть немалую роль в русском масонстве. В 1750 году он был посвящен в масоны во французской Рыцарской ложе, после чего открыл первую масонскую ложу по английской системе в России. С начала 1770-х годов Елагин возглавил объединенные и реорганизованные им русские масонские ложи, создав так называемую Елагинскую систему масонства. Спустя два года он стал Великим наместным мастером Русской провинциальной ложи, а также возглавил ложу «Девяти муз» в Санкт-Петербурге.

Императрица не сочувствовала масонским идеям, а после Французской революции перешла к прямому преследованию членов этого ордена. В письме к немецкому дипломату Гримму она так отозвалась о масонских сочинениях Ивана Перфильевича: «Удивительная чепуха, из которой явствует, что он сходил с ума». В 1784 году деятельность масонских лож в России была прекращена Екатериной II.

Несмотря на это Елагин создал так называемый Второй елагинский союз и стал гермейстером «Высокого капитула».

Но не только масонством увлекался Елагин.

«Остров радости»

В 1777 году Иван Перфильевич купил у князя Потемкина за 9 тысяч рублей участок земли в Петербурге. Благоустроенная им территория впоследствии стала называться «Островом радости» или «Елагинским островом».

На острове были сооружены различные павильоны и беседки, проложены многочисленные аллеи и прорыты каналы, через которые перекинули ажурные мостики. У перевоза с Каменного острова была построена каменная набережная, на которой Елагин поставил 12 медных пушек. И, наконец, были выстроены каменный дворец, оранжереи и зимний сад с экзотическими тропическими деревьями и певчими птицами.

По всему имению были расставлены памятники друзьям-масонам, отдельно – российской императрице Екатерине II и вице-канцлеру графу Никите Панину.

Знатных гостей на «Острове радости» встречали пушечным салютом и сопровождали торжественным маршем в исполнении оркестра. В доме находился богатейший погреб с заморскими винами и великолепными закусками. Для приезжих гостей был устроен чудесный буфет. Хлебосольный и радушный Иван Перфильевич потчевал гостей напропалую, всякий раз выговаривая, что они мало едят и пьют.

Иоганн-Готлиб Георги, один из первых историков Петербурга, писал: «По гостеприимству знаменитого хозяина веселого острова можно почесть оный публичным садом, поелику всем хорошо одетым людям не воспрещается гулять в нем в летнее время. Кроме того, всех приезжающих на прогулку, даже в отсутствие хозяина, дворецкий принимал и угощал, смотря по времени, обедом или ужином».

Елагин умер на своем любимом острове 3 октября 1794 года, на 69-м году жизни.

Использованы материалы книги «50 знаменитых чудаков».

30.09.2018 , 08:00

Подготовила Наталия Салагубова , Gorod.lv


Написать комментарий

Фармазоны прорезались.

ЦПКО им.Кирова.

Масонерия

Написать комментарий