Грандиозная закупка техники для погранохраны откладывается на неопределенный срок. Шенгенская программа тоже?

Пожалуй, впервые в Латвии конкурс на поставку 300 единиц транспорта для Госпогранохраны наглядно показал, что если крупные игроки, недовольные итогами тендера, вздумают "закопать" победителя, то для достижения своих целей они вряд ли перед чем остановятся

Этот конкурс остро поставил вопрос, что для госструктур важнее: соблюдение Закона о закупках для нужд государства и самоуправлений или лобби коммерсантов?

Под кого проводился конкурс

Конкурс на поставку транспортных средств для погранохраны был объявлен в конце прошлого года. В рамках программы по вступлению Латвии в Шенгенскую зону пограничники должны были закупить целый автопарк: легковые и грузовые автомобили, микроавтобусы, джипы, снегоходы и т.д. В связи с этим, как и требует Закон о закупках для нужд государства и самоуправлений, был организован конкурс. Безусловно, он привлек многих предпринимателей, в том числе и разного калибра автодилеров. Это неудивительно, ведь на кону было 8,4 млн. EUR.

Всего на участие в конкурсе было подано 23 заявки. Получается, что предприниматели, ознакомившись с условиями конкурса, были уверены в своих силах и готовы бороться за крупный государственный заказ. Но ситуация резко изменилась как только конкурсная комиссия объявила о своем решении: победителями конкурса были признаны компании Neja un Ko, Baltic Motors, Autofavorits, SDK, Skandi Auto, EVPU Defence, Herbst, Auto Ile. Однако все стрелы критики были пущены в одну компанию, которая получила наиболее крупный заказ (на 3,2 млн. EUR), — Neja un Ko.

Проигравшие автодилеры сразу же заговорили о том, что конкурс прошел нечестно, правила были написаны под одну компанию и т.д. Началась массированная атака в прессе. Впрочем, в этих публикациях автоторговцы противоречили сами себе: если конкурс организовывался под одного игрока, то зачем же они тогда приняли решение участвовать в нем?
Дилеры против “швейной фабрики”

Как бы то ни было, сразу несколько участников конкурса подали в Бюро по надзору за закупками обвинительные заявления на фирму Neja un Ko. Пожалуй, главной претензией проигравших автодилеров является то, что основным видом деятельности фирмы Neja un Ko является пошив одежды, она никоим образом не связана с торговлей автомобилями и, более того, не является членом Латвийской ассоциации автодилеров.

“Этот ход рассчитан на людей, которые не знают латвийского законодательства, а также мало представляют структуру нашей компании, — отклоняет все упреки председатель правления Neja un Ko Янис Апелис. — Дело в том, что 15-я статья Закона о закупках для нужд государства и самоуправлений ясно говорит о том, что “участники конкурса могут объединяться в группы вне зависимости от вида коммерческой деятельности и подавать совместную заявку”. В этом конкурсе произошел как раз такой случай: для участия в нем в одну группу объединились компании Neja un Ko, дилер автомобилей Renault фирма Euro Auto, финская компания Boomeranger Boats Oy и латвийская SiLja.

Организаторский опыт

В этом объединении каждая компания отвечает за свой фронт работ, в частности фирмы Euro Auto и SiLja занимаются торговлей и обслуживанием автотранспорта. Оба эти предприятия имеют лицензию Министерства сообщения на торговлю механическими автотранспортными средствами, а Euro Auto, помимо прочего, является членом Латвийской ассоциации автодилеров. В свою очередь роль фирмы Neja un Ko в этом объединении — консультант и организатор группы предприятий. “Дело в том, что у нас есть опыт работы как с латвийскими правоохранительными структурами, так и с армией. И круг нашей коммерческой деятельности не ограничивается только пошивом военного обмундирования: 35% от объема реализации услуг и товаров нашей фирмы связаны с поставкой государственным заказчикам товаров военного ассортимента, продуктов сложной и высокоточной техники, а также транспорта. Кстати, Neja un Ko только в прошлом году выиграла 24 конкурса”, — рассказал Телеграфу Янис Апелис.

Действительно, согласно официальной статистике, фирму Neja un Ko никак нельзя назвать новичком в сфере военных заказов, да и именовать предприятие, у которого 27 зарубежных партнеров-производителей, и которое представляет в Латвии 12 компаний по производству техники, аппаратуры, амуниции, моторных лодок, и т.д, обыкновенной “швейной фабрикой”, язык не поворачивается. При этом не стоит забывать, что в отличие от разного рода автодилеров, которые являются просто посредниками между производителями и покупателями, Neja un Ko — производственное предприятие, на котором работает 130 человек.

Как считают пункты

Помимо неудачных попыток обвинения Neja un Ko в “непрофильной деятельности”, проигравшие автодилеры решили обвинить победителей конкурса в “крайне невыгодном для государства предложении”.

“Это неправда, — заявляет Янис Апелис. — Победителя конкурса выбирала представительная комиссия, которая оценивала соответствие заявки претендентов конкурсным требованиям. Всем претендентам присваивались пункты за размер цены на транспортное средство, далее прибавлялись пункты за стоимость гарантийного ремонта и при окончательном расчете добавлялись фиксированные пункты за наличие мест обслуживания по Латвии, за исключением Риги и Рижского района. А вот три компании — Mūsa Motors Rīga, Auto Italija и ITC Latvija, оспаривающие в жалобе результаты нашей победы, по невнимательности или действительно не имея развитой сервисной сети, вообще не указали ни одного пункта обслуживания ни в одном из названных заказчиком районов. И получается, эти фирмы сами себя лишили 10 конкурсных пунктов. Наше предложение выгодно не только благодаря позиции концерна Renault, но и сети сервисных центров, которые расположены вблизи мест дислокации пограничников. Это сразу отражается на стоимости обслуживания и гарантийного ремонта”.

На усмотрение суда

Как ни странно, но Бюро по надзору за закупками все же не вняло объяснениям компании Neja un Ko и приняло решение отменить результаты конкурса и провести его заново. Получается, что закупка техники для пограничников откладывается на неопределенный срок, под угрозу ставится выполнение шенгенских обязательств, которые взяла на себя Латвия.

Но не это самое печальное, ведь, по сути, лобби автодилеров заставило бюро нарушить законодательство, в частности 15-ю статью Закона о закупках для нужд государства и самоуправлений. И по словам Яниса Апелиса, компания Neja un Ko была вынуждена искать справедливости в суде. Может быть, этот процесс наконец-то внесет ясность в процедуру государственных конкурсов и заставит чиновников придерживаться буквы закона, а не служить интересам пусть и крупных, но все же частных предприятий. Помимо всего прочего, вердикт может охладить пыл некоторых политиков, которые сегодня пытаются активно участвовать в процедуре распределения госзаказов.


Написать комментарий