Наша история: Настоящий француз и музыкант Жак Тибо 2

83 года назад, пятничным вечером 13 декабря, в Даугавпилсе выступал величайший скрипач современности – француз Жак Тибо.

До открытия в нашем городе Дома Единства оставалось еще два года, поэтому концерт состоялся в переполненном зале городского Клуба железнодорожников. Здание, расположенное неподалеку от даугавпилсского вокзала на Стацияс, 46, пережило две мировые войны и уцелело до наших дней. В те годы его залы выглядели весьма достойно, чтобы принимать звезд мирового масштаба: обитые бархатом кресла, паркет. Железная дорога никогда не бедствовала.

Аккомпонировал Тибо не менее знаменитый в то время греческий пианист Тассо Янопуло. Звучала классика: Моцарт, Дебюсси… Местная пресса в те дни сообщала, что гастроли Тибо с триумфом проходили в Швеции, России, Австрии, Испании, Америке, Италии и Англии. Этот визит в страны Балтии для французского скрипача был первым, и Даугавпилс стал тем редким городом, где он дал концерт. Слышавшие выступление Тибо не могли о нем забыть.

В газетных публикациях содержалась и краткая информация о самом скрипаче: о том, что в 4 года отец начал учить его игре на фортепиано, а в 6 лет мальчик исполнял сонату Моцарта. Но Жаку нравилась скрипка, и он уговорил отца учить его играть на этом инструменте. В 12 мальчик поступил учиться в Парижскую консерваторию.

В семье знаменитостей

Судьба Жака Тибо, несмотря на его всемирную славу, трагична. Он погиб 1 сентября 1953 года по пути в Японию, в результате авиационной катастрофы у горы Монт-Семет близ Барселоны.

Жак Тибо родился в Бордо в семье скрипача. Своей матери он не знал – она умерла, когда ему было всего полтора года. Жак был седьмым сыном в семье и самым младшим. Один из его братьев умер в 2 года, другой – в 6.

Все оставшиеся в живых братья были талантливы. Альфонс Тибо стал превосходным пианистом и уже в 12 лет получил первую премию Парижской консерватории. Жозеф Тибо, тоже пианист, учился у Луи Дьемера в Париже, стал профессором консерватории в Бордо. Третий брат, виончелист Франциск, впоследствии занимал пост директора консерватории в Оране. Невероятно талантливым был Ипполит, скрипач, ученик Массара, к сожалению, рано умерший от чахотки.

Отец Жака, Жорж Тибо, был талантливым скрипачом и выступал в оперном оркестре. Но из-за болезни – у Жоржа развилась атрофия одного из пальцев левой руки – вынужден был оставить оркестровую деятельность. Ему ничего не оставалось, как заняться педагогикой. Педагогическая карьера Жоржа сложилась вполне успешно – в родном городе его весьма ценили.

В семье Тибо часто музицировали, и биографы скрипача отмечали, что мальчик с раннего детства любил музыку Моцарта.

Первый успех

Когда Жаку исполнилось одиннадцать лет, состоялось его первое публичное выступление. «Успех был таким, – писал известный советский музыковед Лев Николаевич Раабен, – что отец повез его из Бордо в Анжер, где после выступления юного скрипача о нем восторженно заговорили все любители музыки».

Вернувшись в Бордо, отец определил Жака в один из городских оркестров. Как раз в это время сюда приехал бельгийский скрипач Эжен Изаи. Прослушав мальчика, он был поражен свежестью и самобытностью его таланта. «Его нужно учить», – заявил Изаи отцу. Общение с бельгийцем настолько вдохновило Жака, что он стал просить отца отправить его в Брюссель, где Изаи преподавал в консерватории.

Но у Жоржа Тибо были другие планы на учебу сына, и он отказал Жаку, так как уже вел переговоры о нем с профессором Парижской консерватории Мартином Марсиком. Как спустя годы вспоминал сам Жак Тибо, Изаи сыграл огромную роль в его судьбе. Тот многое дал молодому скрипачу.

Став уже известным в мире музыки, Тибо поддерживал с Изаи дружеские отношения. После окончания консерватории и в начале своей сольной карьеры Тибо приехал в Бельгию. Здесь он выступал в симфонических концертах, где дирижировал Изаи. Дружба скрипачей окрепла. Жак часто гостил на вилле Изаи и был постоянным его партнером в ансамблях с Крейслером и Казальсом.

В нищете, но с золотой медалью

В 1893 году 13-летний Жак отправился учиться в Париж. Как отец и договорился, мальчик был принят в класс Марсика, прославленного педагога, воспитавшего таких знаменитых скрипачей, как Карл Флеш, Джордже Энеску, Валерио Франшетти. У Марсика Тибо учился три года.

Во время учебы в консерватории Жак нищенствовал. Выручали подработки – Жак играл в маленьких оркестрах. Впоследствии Тибо признавался, что не жалеет об этой суровой школе его юности и о 180 представлениях с оркестром театра варьете, где он был второй скрипкой.

Консерваторию Жак окончил с золотой медалью. Первые сольные концерты принесли 16-летнему скрипачу известность. Он стал любимцем Франции.

Музыка и войны

Во время Первой мировой войны музыканта призвали в армию. Тибо участвовал в боях под Верденом, был ранен в руку и чуть было не лишился возможности играть. К счастью, судьба его хранила. В 1916 году Тибо демобилизовался и вскоре принял активное участие в больших «Национальных утренниках».

Вторую мировую войну Тибо воспринял однозначно как трагедию. «Потрясенные, мы отправились в студию, – вспоминала пианистка Маргарита Лонг о том времени, когда вместе с Тибо узнала, что немцы вошли в Голландию. – Я чувствовала тоску, охватившую Тибо: его сын Роже дрался на передовой. Во время войны наше волнение достигло апогея. Мне кажется, что запись отразила это верно и чутко. На следующий день Роже Тибо погиб смертью храбрых».

Учитель с большой буквы

В 1920 году Тибо вместе с пианисткой Маргаритой Лонг основал в Париже высшее музыкальное училище - «Эколь Нормаль де мюзик».

Его педагогическая деятельность была успешной. Его ученица Жинетт Невё завоевала первую премию на Международном конкурсе имени Венявского в Варшаве, обойдя таких соперников, как Давид Ойстрах и Борис Гольдштейн.

В 1943-м в оккупированном Париже Тибо и Лонг организовали Французский национальный конкурс пианистов и скрипачей. Следующий конкурс прошел уже после войны, в 1946-м. В его организации участвовало правительство Франции. С тех пор эти мероприятия превратились в национальное и крупнейшее международное событие. В этом году конкурс отметил свое 75-летие.

1949 год стал для Тибо годом потрясений – в авиакатастрофе погибла его любимая ученица Жинетт Невё. На очередном конкурсе была учреждена премия ее имени. Вообще, одной из традиций парижских конкурсов стали именные премии — памяти Мориса Равеля, имени Иегуди Менухина.

Школа и конкурсы – это то, что осталось как память о прекрасном скрипаче и человеке Жаке Тибо.

15.12.2018 , 07:00

Подготовила Наталия Салагубова , Gorod.lv


Написать комментарий

Интересно, а паркет меняли или сейчас в СанМари оригинальный лежит?

Фууу, оказывается тот сайт тоже прокремлевская клоака!

Написать комментарий