Процедура о нарушениях в эстонском Swedbank Латвии не коснется

Как сообщает портал rus.lsm.lv, то, что финансовые регуляторы в Швеции и Эстонии начали процедуру о нарушении в отношении Swedbank в связи с упущениями в сфере борьбы с отмывкой теневых капиталов, не должно как-то повлиять на деятельность Swedbank Latvija, заявил Латвийскому радио 4 представитель последнего Янис Кропс.

«Нет, это не повлияет на филиал в Латвии, потому что эта новость касается Swedbank в Эстонии и в Швеции. Проверки там показали, что регуляторы решили разобраться. И мне очень хотелось бы напомнить, что, во-первых, на клиентов в Латвии это никак не влияет, потому что проверки проводятся не в Swedbank Latvija, а во-вторых, проверки нашего регулятора у нас уже были в 2016 году.

И уже тогда регулятор в Латвии, FKTK, указал на пару моментов в нашей методологии [борьбы с отмывкой нелегальных капиталов] — вроде бы наши системы могли быть использованы другими участниками рынка, — и поэтому уже в 2016-17 году Swedbank Latvija очень тщательно проверил все свои процедуры и уточнил все уязвимые места, чтобы таких возможностей не было. Вчера Комиссия по рынку финансов и капитала подтвердила, что ситуация в  Swedbank Latvija очень хорошая, потому что наши процедуры уже проверили и, так сказать, отремонтировали», — сказал Кропс по телефону.

По его оценке, то, что в Эстонии и Швеции регуляторы и следственные учреждения подтвердили проблему, внутренняя проверка Swedbank Latvija тоже подтвердила, так что «это никакая не новость».

«Потому что с весны и в Швеции, и в Эстонии, конечно, тщательно проверяется всё изнутри — из-за этого и мы попросили некоторых независимых аудиторов прийти и проверить это дело, и должен сказать, понимание ситуации у наших примерно таково же, как у регуляторов в Швеции и Эстонии.

В публикациях 29 октября было хорошо видно, что начальник эстонской финансовой инспекции правильно сказал: это — процессуальное дело! Они собирали данные какое-то время, теперь они будут решать, будет ли кто-то наказан, или наоборот, дело надо закрывать.

Поэтому я бы сказал, что иногда люди склонны сгущать краски, они говорят: о, сейчас будут штрафы. А в Эстонии, если посмотреть внимательно, сказали только — мы будем рассматривать, есть повод для штрафа или как раз наоборот, дело нужно закрывать, и штрафа не будет. Это «старые новости», все было сказано еще весной, поэтому нет никаких поводов для волнения», — резюмировал Кропс.

Как ранее сообщал Rus.lsm.lv, 29 октября стало известно, что Swedbank, возможно, грозят крупные санкции за недостаточный контроль «антипрачечных» мероприятий, что, как предполагается, привело к отмывке нелегальных капиталов на сотни миллионов евро.

Старший специалист Комиссии по рынку финансов и капитала (FKTK, КРФК) Даце Янсоне заявила, что комиссия в то время, когда были выявлены нарушения в латвийском Swedbank, назначила ему серьезный штраф, тогда как в соседних странах этого сделано не было. Для FKTK известие о перспективе сурового наказания головной компании Swedbank новостью не стало, сказала она.

«В Латвии Swedbank работает в штатном режиме, и никакого влияния на его сотрудничество с клиентами это заявление не произвело», — сообщила представитель FKTK.

На 30 июня нынешнего года латвийское подразделение Swedbank было крупнейшим в стране банковским учреждением и по объему активов, и по заработанной прибыли, и по числу клиентов. Активы составили 5,575 млрд. евро (уменьшение на 2,1% за январь-июнь 2019 года, за предыдущие полгода сокращение составило 5,5%). В общей сложности у банка было 975 тыс. клиентов, и 903 тыс. из них — физические лица. За первые 6 месяцев латвийский Swedbank заработал прибыль в 60,1 млн. евро (неаудированные данные), сообщает на своем сайте Ассоциация финансовой отрасли Латвии (ранее — Ассоциация коммерческих банков).

Как уже писал Rus.lsm.lv, согласно внутреннему отчету Swedbank, имеющемуся в распоряжении шведского общественной вещательной компании SVT, за 10 лет через эстонские отделения банка прошло около 135 млрд евро. Swedbank, возможно, скрыл от властей США информацию о подозрительных финансовых сделках, сообщал Reuters. Речь идет об операциях на счетах клиентов, связанных с панамской «фабрикой офшоров» Mossack Fonseca. Сам банк в комментарии Reuters сообщил лишь, что полностью сотрудничает с расследованием и, в соответствии с законом, не имеет права разглашать ни сам факт, ни тем более содержание обмена информацией с властями США.

В конце февраля, как уже сообщал  Rus.Lsm.lv, Управление по борьбе с экономическими преступлениями полиции Швеции (ECA) уведомило, что занимается «делом Swedbank». Тогда речь шла о незаконном разглашении инсайдерской информации: представители Swedbank знали о журналистском расследовании в операций банка и предупредили о нем 15 крупнейших акционеров до публикации материалов. Расследование содержало, возможно, компрометирующую информацию, публикация которой с высокой вероятностью вызвала бы падение курса акций банка. Таким образом, крупнейшие акционеры могли продать свои акции до того, как их стоимость уменьшилась. После публикаций о вероятной причастности Swedbank к операциям по отмывке «грязных» денег через финансовую систему стран Балтии курс акций банка действительно резко упал. Swedbank потерял около 40% своей рыночной стоимости, отмечает Reuters 29 октября.

По последним данным, через счета Swеdbank в одной только Эстонии прошло до 135 млрд евро денег сомнительного и в основном, как уже указывал Rus.Lsm.lv, российского происхождения. Ранее масштаб скандала, начавшегося с операций Danske Bank также в Эстонии, оценивался в примерно 200 млрд евро — однако роль Swedbank в нем была неясна.

Это не первые обвинения в адрес банка в утечке инсайдерской информации: в начале 2016 года был уволен президент Swedbank Михаэль Вольф, который, как предполагается, воспользовался инсайдерскими  сведениями для выгодного размещения своих вложений. Вольф тогда отрицал эти обвинения, но поста лишился.

Кроме того, как уже писал Rus.lsm.lv, через Swedbank в Латвии двумя фирмами, оформленными на рижских бездомных, было перечислено в общей сложности 180 млн евро на имя некой быстрорастущей компании. Оба бомжа являются «номинальными» директорами сотен оффшорных компаний, созданных в рамках сложных схем по отмыванию денег. Обвиняемый по делу Магнитского Билл Браудер также подал заявление на имя латвийских властей, в котором указал, что через латвийское отделение Swedbank отмыли 41 миллион долларов (36,2 миллиона евро). Предположительно, деньги имеют российское происхождение.


Написать комментарий