Государство раздумывает о продаже своего единственного коммерческого банка

На 100-процентный государственный банк Latvijas Hipotēku un zemes banka объявился первый покупатель. Им стал шведский банк Svenska Handelsbanken. Внезапно возникший интерес шведов отчасти спровоцировала политика латвийского центробанка, который в пылу борьбы с инфляцией заметно обескровил Hipotēku banka

“Неуверенность в своих силах”

Неприятный поворот событий для Hipotēku banka случился 24 мая. С этого дня Банк Латвии (БЛ) обязал коммерческие банки создавать 8-процентные обязательные резервы на все заемные средства. Принципиальный момент майского решения БЛ состоял в том, что если до сих пор нормы резервирования относились к краткосрочным займам банков, то с 24-го числа стало необходимым отчислять 8% и с долгосрочных солидных обязательств, включая, например, и закладные, которые выпускает Hipotēku banka.

В итоге в один день Hipotēku banka пришлось вывести из оборота, по некоторым данным, 17—18 млн. Ls и крепко задуматься о будущем. Вот цитата из интервью президента Hipotēku banka Инесиса Фейфериса:
bq. "Банковская отрасль лишается предсказуемости, вы начинаете чувствовать неуверенность в своих силах, это, в свою очередь, приводит к падению активности бизнеса. Все эти радикальные меры по отношению к банкам могут вызвать большие волнения и даже, не дай бог, “опрокинуть” некоторые банки".

Очередь покупателей

В каком направлении развивались мысли руководства Hipotēku banka о будущем, стало ясно через неделю после изъятия из оборота 17—18 млн. Ls. В интервью Dienas bizness Инесис Фейферис объявил, что Минфин должен решить судьбу последнего государственного коммерческого банка до октября. Среди возможных вариантов рассматривалась и приватизация банка. Сказано — сделано. Прошло всего две недели, и на сцене появился первый покупатель в лице Svenska Handelsbanken, который, в отличие от своих земляков SEB и Swedbank, в Латвии до сих пор представлен не был.

Отметим, впрочем, что Handelsbanken наверняка окажется не единственным желающим стать владельцем последнего государственного комбанка. Так, Инесис Фейферис, рассуждая о новых хозяевах, говорил о возможности привлечь китайские, японские, тайваньские или корейские капиталы. Ничего экзотического в эпоху глобализации в этом нет — вот, например, галантерейный Drogas продали гонконгской фирме. Почему бы не продать китайцам или тайваньцам банк? А еще лучше устроить между ними аукцион.

Сколько стоит?

Если рассчитывать стоимость Hipotēku banka по традиционной формуле — собственный капитал плюс прогнозируемая прибыль за ближайшие пять лет, то получается что-то около 80 млн. Ls. Повышающий коэффициент безусловно дает хорошо развитая сеть банка в регионах, а также то, что его акционером является государство. С другой стороны, учитывая, что государственный менеджмент обычно менее эффективен, чем частный, это может снизить стоимость объекта продажи. О примерной справедливости вышеназванной цены говорит и то, что, например, Latvijas Krājbanka, который был продан в прошлом году российско-литовской финансовой группе, ушел, по некоторым данным, за 30 млн. Ls. Hipotēku banka примерно в два раза больше бывшего проданного сбербанка.

Как бы то ни было, после подачи заявки в Агентство приватизации она должна быть рассмотрена в течение двух месяцев, а правительство обязано принять решение о ее удовлетворении или отказе в течение четырех месяцев. Как раз к октябрю и управятся.


Написать комментарий