Бегут трудовые резервы

Учителя роботом пока заменить не удастся.
Учителя роботом пока заменить не удастся.
Специалисты уверены: пройдет еще несколько лет, и на рынке труда Латвии наступит кризис. Молодых специалистов не будет, потому что рождаемость в 90-е годы оставляла желать лучшего, а нынешняя молодежь все больше видит свое завтра за границей. Действительно ли будущее латвийской экономики в руках разнорабочих из третьих стран, пытались выяснить представители бизнеса, общественных организаций и государства во время дискуссии, проводимой Латвийским институтом внешней политики

Кто заменит учителя?

По мрачным прогнозам Банка Латвии, к 2015 году из нашей страны постепенно уедут около 200 тыс. экономически активных жителей. Многие компании, особенно в сферах строительства, торговли и медицинского обслуживания, жалуются на нехватку рабочих рук. Уже через несколько лет работников станет так мало, что компании будут вынуждены драться за кадры, плюс останется слишком мало налогоплательщиков, чтобы содержать бюджетников.

Авторы исследования “Латвийская миграционная политика: проблемы и перспективы” отмечают, что хотя правительство выступает против изменений в нынешней миграционной политике и призывает по максимуму использовать имеющиеся в стране ресурсы, реальным спасением для экономики могут быть лишь иммигранты. По мнению исследователя Латвийского института внешней политики Ивара Инданса, с одной стороны, нехватка рабочих рук заставляет работодателей бережнее относиться к кадрам — повышать зарплаты, давать социальные гарантии. С другой — есть профессии, где людей нельзя заменить техникой, как, например, можно компостерами заменить кондукторов, которых, кстати, тоже уже не хватает.

В результате компании либо переносят производство (а значит, экономика теряет налоги), либо нелегально приглашают работников из-за границы (потому что легально это сделать трудно и дорого). "В анонимных опросах предприниматели рассказывали нам, что есть масса схем, как можно “провезти” работников нелегально", — отметил Инданс.
Три решения проблемы

Чтобы латвийская экономика получила максимум выгоды от выходцев из третьих стран, стоило бы облегчить условия их въезда сюда и получения разрешения на работу, уверены авторы исследования. Предлагается три варианта миграционной политики. Во-первых, можно оставить все как есть сейчас — никаких послаблений, выживаем своими силами. Как говорит Инданс, при таком раскладе компании будут вынуждены стараться удержать работников, повышать зарплаты, мотивировать сотрудников на долгосрочные отношения. Так можно вывести на рынок труда социальные группы, которые раньше были изгоями. Но в итоге латвийская экономика станет менее конкурентоспособной (зарплаты уже сейчас выше производительности), либо компании будут все более активно уходить за границу.

Во-вторых, можно либерализировать рынок труда. Правда, против этого выступает общественность — люди не хотят в своей стране видеть массу иностранцев. Третий вариант — постепенная либерализация. Изначально по максимуму использовать местные ресурсы, а потом открывать рынок для отдельных отраслей. Однако пока мы будем решаться, может статься так, что и потенциальных гастарбайтеров не останется — они уедут в те страны, которые откроют им двери раньше и предложат более выгодную оплату труда.

Нужны ли Латвии иммигранты?

Илмар МЕЖС, руководитель бюро Международной миграционной организации IOM:

Если говорить о рождаемости, то сейчас у нас должен быть избыток рабочих рук. А на деле происходит наоборот. Так что же мы будем делать лет через 10 (не через 5, а именно через 10), когда на рынок выйдет новое поколение? Тогда наступит реальный кризис! Я считаю, что в первую очередь мы должны думать о том, почему у нас такая низкая рождаемость! К тому же мне кажется, что и правительство и общество реально поймут, что проблема существует, лишь тогда, когда в больницах не станет медсестричек, а в автобусах не будет водителей. Тогда и у людей изменится мнение относительно иммигрантов -— все поймут, что они необходимы! Нелепо Латвии говорить о том, что людей можно заменить высокими технологиями! В той же высокоразвитой Финляндии не хватает рабочих рук, а нам до Финляндии в плане технологий еще ой как далеко. Конечно, в год выборов никто не возьмется за иммиграционную политику. Но в будущем мы должны понять, что гастарбайтеры нам реально необходимы. И вряд ли тысяча украинцев или молдаван станут такой уж угрозой для латвийского общества.

Лиене КУЛЕ, экономист Hansabanka:

Мы провели свое исследование рынка рабочей силы и сделали вывод, что в ближайшее время количество занятых в стране снизится. На рынке просто не будет хватать рабочих рук, и среди компаний начнется жесткая борьба за кадры. Уже сейчас есть отрасли, куда уходят люди из других сфер. Плюс одеяло на себя тянет государство, все больше расширяя армию чиновников. Чтобы задержать людей, компании вынуждены повышать зарплаты быстрее, чем растет производительность труда. В итоге латвийские товары становятся дороже и наша страна на мировом уровне теряет свою конкурентоспособность. Мы уверены, что необходимо временно открыть границы для низкоквалифицированной рабочей силы из третьих стран, чтобы удовлетворить спрос быстроразвивающихся отраслей. В долгосрочной перспективе можно импортировать только эксклюзивных специалистов.

А вообще очень важно на государственном уровне определить перспективные для народного хозяйства отрасли и больше вкладывать в систему образования по этим отраслям.

Элина ЭГЛЕ, исполнительный директор Конфедерации работодателей:

На мой взгляд, очень хорошо, что мы стали думать не только о том, сколько людей уехало и по каким причинам, а о том, как решать сложившуюся проблему, и начали говорить об общей миграционной политике. Уже долгие годы проблемы бизнеса решают сами предприниматели, мы давно привыкли не полагаться на обещания правительства. А сейчас кажется, что правительство и многие другие просто находятся в позе страуса, спрятавшего голову в песок в надежде, что проблема сама собой рассосется. В такой позе можно быть еще лет пять, а дальше что? Меня, кстати, очень интересует, как данную проблему намерено решать государство. Ведь оно тоже является работодателем. Но пока кажется, что именно оно было самым социально безответственным работодателем — вспомним забастовки медсестричек, полицейских, учителей. Почему государство не боится потерять рабочие руки и молчит о миграционной политике? Выходит, опять решение проблем ложится на плечи бизнеса.

Правительство давно нам не помогает. Вот мы и стараемся решать нехватку кадров, как можем — кто-то легально, кто-то не всегда. Но мы не хотим заявлять во всеуслышание о том, что приглашаем работников из-за границы -— часто местные жители к этому плохо относятся, думая, что фирмы хотят навариться на дешевых иностранцах. Но мы давно поняли, что хороший товар могут делать только специалисты, компании, напротив, вкладывают в образование кадров, повышают зарплаты. Но мы не можем делать это вечно, если государство не принимает никаких мер, чтобы удержать в Латвии рабочие руки. Важно также понимать, что чем больше мы тормозим с решением проблемы нехватки кадров, тем больше вероятность переноса производства или ухода выгодных заказов за границу, в ту же Литву, где больше думают о развитии местной экономики и проще решают проблемы миграции.

Гунтра ЗАРИНЯ, руководитель отдела внешних связей Eures Государственной службы занятости:

Я не согласна с тем, что в Латвии не хватает низкоквалифицированных работников. Даже если учесть всех покинувших страну, у нас все равно остается 74 тысячи безработных. Конечно, часть из них не всегда трудоспособна, часть находится в группе риска и вообще не хочет работать. Но большая часть безработных — это ресурс, который надо использовать прежде, чем говорить об импорте низкоквалифицированной рабочей силы. А если мы говорим о том, чтобы приглашать образованных специалистов, то нынешнее законодательство ничем не ограничивает предпринимателей. Хотя, может, их просто пугают высокие расходы за приглашенных работников?! (Ежегодно за каждого иностранца компания обязана платить в виде пошлины более 400 Ls. — Е.Р.) Конечно, в данном случае можно вести переговоры о некотором смягчении норм. Но я вам говорю: безработных полно и в Латвии — дайте работу им! Кроме того, специалистов много и внутри ЕС. Почему мы сразу говорим от открытии границ для выходцев из третьих стран? Можно искать людей в странах, которые присоединились к ЕС вместе с нами: они не такие развитые, как старые участники, и часто мы можем предложить конкурентоспособное вознаграждение.

Парсла ЭГЛИТЕ, доктор экономики Латвийской академии наук:
bq. А я вообще не понимаю, откуда такая уверенность, что кто-то приедет сюда и решит все наши проблемы? Я пару лет назад была в России на форуме, посвященном вопросам миграции, и там шла речь о том, что России самой нужны иммигранты! К тому же, откуда такая уверенность, что мы сможем регулировать поток иммигрантов и их специализацию? Кто сказал, что к нам приедут лишь те, кто нам нужен? И я абсолютно уверена, что иммигранты не будут задерживаться в Латвии — они поедут в другие более развитые страны ЕС. Так что думать надо не о том, кого пускать сюда, а о том, как задержать наших и как вернуть тех, кто уехал. И если зарплаты повышаться не будут, то мы никого не задержим. К тому же, как вы представляете работу иммигрантов в сферах, где необходимо знание языка? И сколько придется вкладывать в выходцев из третьих стран, чтобы научить их работать в наших условиях?


Написать комментарий