30 июня в истории города: таран немецкого истребителя в небе над Даугавпилсом 20

Что происходило в этот день в Даугавпилсе в разные годы.

Рассказываем о нескольких самых важных и значимых событиях, которые происходили в нашем городе в конкретный день - как в прошлом (позапрошлом) веке, так и уже в нашем тысячелетии. А также вспоминаем некоторые конкретные факты и явления, которые оставили свой след в истории нашего с вами города.

Сдерживание немецких войск с воздуха и подвиг Петра Игашова

30 июня 1941 года (79 лет назад) Петр Степанович Игашов (18.06.1915 – 30.06.1941), командир экипажа торпедоносца «ДБ-3Т», в небе над Даугавпилсом совершил первый в истории Великой Отечественной войны таран вражеского немецкого истребителя бомбардировщиком. После этого он направил горящий самолет в моторизованную колонну немцев.

В этот день свыше ста самолетов 8-й бомбардировочной авиабригады ВВС Балтийского флота были направлены в район Даугавпилса, чтобы разрушить переправу через Даугаву, а также уничтожить в этом районе мотопехоту и тыловые подразделения немецких войск, которые пытались форсировать реку.

Переправа через Даугаву была разрушена, однако в ходе секретной операции погибло много летчиков и штурманов дальней авиации. 

Противника и его военную технику в районе Даугавпилса пытались сдерживать четыре авиаэскадрильи четырьмя последовательными ударами. Среди советских летчиков был и Петр Игашов - в составе девяти самолетов 1-й авиаэскадрильи под командованием капитана Н. В. Челнокова. Он вылетел во 2-й группе с заданием уничтожить мост, захваченный диверсантами подразделения роты «Бранденбург», переодетыми в советскую форму. Немецкие истребители начали отбиваться.

Из воспоминаний очевидца Николая Ольшевского:

«Мы находились у Стропского озера. Над озером шел воздушный бой между немецкими истребителями и нашими самолетами. Большой советский самолет, он был выше всех, горел, но продолжал вести бой. Один «мессер» проскочил под ним. Другой пошел в лобовую атаку. Я не понял, как это произошло, но немецкий истребитель был подбит. Его обломки упали в озеро, а наш бомбардировщик, весь в огне, стремительно пошел к переправе через Западную Двину, куда двигались немецкие колонны. Никто из самолета не выпрыгивал. 

Мы кричали: «Прыгайте, прыгайте!», как будто летчики могли нас услышать. Немного не дотянув до переправы, самолет пошел в пике. В лесу раздались сильные взрывы. Мы побежали туда, но близко нельзя было подойти – рвались снаряды, горели машины, танки БТР. Только спустя неделю нам удалось побывать на этом месте. Мы увидели в лесу около 20 обгоревших машин. В стороне лежало на земле с красной звездой крыло, врезавшееся в песок, колпак с расплавленным плексигласом, искореженный пулемет. Я подобрал там почерневший портсигар с изображением шашки, перерубающей змею».

Весь экипаж в составе П. С. Игашова, штурмана Д. Г. Парфенова, стрелка-радиста А. М. Хохлачева (это его портсигар был найден на месте гибели экипажа и считается доказательством огненного тарана) и воздушного стрелка В. Л. Новикова погиб.

Историческая справка. В честь Петра Игашова в Даугавпилсе проводились соревнования по спидвею, а также была названа улица в Гайке (ныне – улица Видус). Близ Даугавпилса стоит памятник, надпись на котором гласит: «В районе Даугавпилса 30 июня 1941 года экипаж младшего лейтенанта П.С. Игашова совершил первый в истории Великой Отечественной войны таран на бомбардировщике».

Также в этот день (история в одной строке):

30 июня 1923 года (97 лет назад) в Даугавпилсе впервые прошел Праздник латгальской культуры, в котором приняли участие около 3000 человек - представители культурных обществ и простые горожане.

30 июня 1992 года (28 лет назад) в городе была организована 3-я Латгальская бригада Земессардзе.

30.06.2020 , 16:00

Аристарх Двинский , Gorod.lv


Написать комментарий

Двойной таран совершил советский экипаж младшего лейтенанта Петра Игашова на бомбардировщике Ил-4.

30 июня 1941 года младший лейтенант Пётр Игашов вылетел в составе девятки под командованием капитана Челнокова с заданием уничтожить понтонный мост в районе города Двинска (Даугавпилс). Прикрытия истребителями не было.

Советские бомбардировщики зашли на цель с тыла и в 14 часов 25 минут уничтожили мост. При возвращении на базу они были атакованы тремя фашистскими истребителями Me-109F из JG54. Ведущий группы принял решение сомкнуть строй и уходить на бреющем. Один "мессершмитт" попал под перекрёстный огонь носового и верхнего пулемётов самолёта Игашова и был сбит. Но в это время другой зажог левый мотор. ДБ-3Т стал терять высоту. В это время на него набросилась ещё четвёрка Me-109F. Тогда Игашов довернул свой самолёт им навстречу и правым крылом снёс хвостовое оперение одного "мессершмитта". После этого обрушил горящий самолёт на мотоколонну противника, пытавшуюся форсировать Западную Двину.

Это был первый в истории авиации таран воздушной и наземной цели в одном бою. В 1970 году весь экипаж посмертно награждён орденами Отечественной войны 1-й степени.

Вот были же герои !!!

Вот были же герои !!! ВВВВВВ

Такие как ты на это не способны!

Да и кому интересно.Улица младшего лейтенанта героя Советского Союза Петра Игашова,который вместе со своим экипажем на самолете ИЛ-4 совершил подвиг-двойной таран немецко-фашистским оккупантам,была присвоена улице Видус в Гайке.

Вечная память Героям!
Светлая память Ольге Иосифовне Кудряшовой и низкий поклон .

Воронка, на месте падения самолёта, до сих пор различима.

Такие как ты на это не способны! Память

А сейчас и не за что быть способным.

В конце про земессаргов.. помнится момент моей учебы в Риге в 90-ых, когда однокурсник усиленно скрывал, что вступил в "земессы" ради пайка. А когда все прояснилось - сознался: "да, дальше падать уже некуда!".

Воронка, на месте падения самолёта, до сих пор различима. Алексей

Где именно это место падения?

Где именно это место падения? Andreus

В лесу, между Ругелями и Крауей.

Игашев не погиб на месте, а был взят в плен и растрелян в плену у немцев

Помимо того, что в данном тексте фамилия командира экипажа записана как Игашов – так же, как и на памятнике, мы видим, что Петр Степанович сумел покинуть горящую машину и был впоследствии расстрелян немцами. Данную информацию предоставили даугавпилсские поисковики, обнаружившие после войны место гибели отважного экипажа. Разыскали они и очевидцев последнего боя Ил-4Т.

Есть исторические данные, что Игашев не погиб, а был взят в плен и расстрелян
Помимо того, что в данном тексте фамилия командира экипажа записана как Игашов – так же, как и на памятнике, мы видим, что Петр Степанович сумел покинуть горящую машину и был впоследствии расстрелян немцами. Данную информацию предоставили даугавпилсские поисковики, обнаружившие после войны место гибели отважного экипажа. Разыскали они и очевидцев последнего боя Ил-4Т.

Мы с учителями школы продленного дня очень давно ходили на место тарана-там где упал самолет Игашова... Раньше было два памятника.Один у дороги в сторону Крауйи а втрой непоредственно на месте падения. Там в то время еще можно было найти много артиллерийского пороха от взорвавшихся снарядов и куски от самолета.В Даугавпилсском краеведческом музее долгое время был выставлен пропеллер и часть мотора самолета Игашова. теперь обломки либо в запасниках либо утилизированы.

В лесу, между Ругелями и Крауей. Алексей

Там где раньше памятник стоял. Часть крыла. Если не знать место, то не найдёте.

Один из самых известных подвигов наших воинов в начале Великой Отечественной — таран, совершенный летчиком Николаем Гастелло. Он обрушил свой подбитый бомбардировщик на колонну немецкой техники. В те же дни на еще более отчаянный поступок решился экипаж другой крылатой машины: самолет, управляемый младшим лейтенантом Петром Игашовым, в одном бою совершил сразу два тарана — воздушный и наземный. Однако этот подвиг долго оставался в забвении, а летчиков наградили лишь много лет спустя.

Как и знаменитый капитан Гастелло, Петр Игашов воевал на дальнем бомбардировщике ДБ-3. Но только был он не сухопутным летчиком, а морским, и самолет представлял собой особую модификацию «тройки»: торпедоносец.

Войну Петр Степанович встретил командиром экипажа 1-й эскадрильи 1-го минно-торпедного авиационного полка 8-й бомбардировочной бригады военно-воздушных сил Балтийского флота.

Воевать Игашов начал с первых дней Великой Отечественной. 24 июня 1941 года он участвовал в массированном авианалете на Мемель (Клайпеду) — военно-морскую базу немцев. А уже на следующий день бомбардировщикам Балтфлота поступило задание атаковать финские военные аэродромы и броненосцы береговой обороны. Финляндия медлила с официальным объявлением войны СССР, но фактически сразу после нападения гитлеровской Германии на нашу страну стала активно помогать нацистам в проведении военных операций. В ночь с 29 на 30 июня торпедоносец Игашова участвовал в операции по минированию с воздуха подступов к военно-морской базе Турку.

Днем 30 июня морским летчикам пришлось «затыкать дыры» на сухопутном фронте. Более сотни «балтфлотовских» самолетов вылетели, чтобы ударить с воздуха по моторизованным частям немцев, прорвавшимся в район Даугавпилса, и уничтожить переправу через Западную Двину.

Захват этого стратегически важного моста стал возможен, благодаря проведенной немецкими спецподразделениями удачной операции. Воспользовавшись неразберихой, царившей на прифронтовых территориях в первые дни войны, группа солдат 800-го полка особого назначения, владеющих русским языком и переодетых в форму красноармейцев, на нескольких трофейных советских грузовиках проникли в тыл наших войск. Утром 26 июля диверсанты подъехали к шоссейному мосту через реку под Даугавпилсом и, внезапно атаковав охрану, захватили его. Вслед за тем сюда прорвались передовые танковые части неприятеля.

Благодаря уцелевшему мосту через Западную Двину, немецкие войска получили прекрасную возможность для быстрого развития наступления в сторону Ленинграда. Поэтому было необходимо как можно скорее уничтожить переправу. Но авиации для выполнения такой задачи в советских ВВС не хватало — много бомбардировщиков уже оказалось уничтожено. Тогда задачу переадресовали морским летчикам. По указанию наркома ВМФ 30 июня бомбардировочная авиация Балтфлота была направлена в район Даугавпилса.

Экипажи очень рисковали. Их «флотские» тихоходные ДБ имели совсем не подходящую для полетов над сушей окраску — вместо зеленого камуфляжа «щеголяли» приметным на фоне полей и лесов серебристо-серым цветом крыльев и фюзеляжей (он маскировал лишь при полетах над морем). А кроме того истребителей для прикрытия не нашлось!

В итоге бомбардировщики оказались очень удобной мишенью для немецких зенитчиков и летчиков люфтваффе. Однако балтийцы, хотя и ценой больших потерь, все-таки сумели выполнить задание командования. Мост через Северную Двину был разрушен, нанесен ощутимый ущерб танковым колоннами, продвигавшимся на северо-восток в этом районе.

Чтобы уменьшить риск быть подбитым еще до начала бомбометания, командир 1-й эскадрильи, в которую входил самолет Игашова, капитан Н.В. Челноков решил схитрить и повел свои девять ДБ-3 в обход. Эти бомбардировщики атаковали мост и находившиеся около него вереницы немецкой техники с тыла. Однако даже такая предусмотрительность не спасла от потерь. Очень быстро на наши самолеты обрушился плотный заградительный огонь вражеских зениток. А затем подоспели и немецкие истребители.

Их появление оказалось неприятным сюрпризом для летчиков-балтийцев: ведь на инструктаже перед вылетом на задание им сообщили, что вражеской авиации в том районе нет. Увы, это была устаревшая информация. Буквально накануне на захваченный гитлеровцами полевой аэродром неподалеку от Даугавпилса перебросили подразделения новейших «мессершмиттов».

В том бою эскадрилья Челнокова потеряла 4 бомбардировщика, а каждый из вернувшихся на базу ДБ-3 имел чуть ли не по два десятка пробоин.

Но и немецкая авиация понесла потери, в том числе от самолета, который вел Петр Игашов. Как сообщили очевидцы — уцелевшие товарищи по эскадрилье, игашовский бомбардировщик с цифрой «9» на хвосте шел в строю крайним слева и потому являлся наиболее уязвимым при воздушном нападении. Его атаковали сразу три «мессера». Один из них, попав под перекрестный огонь двух пулеметов «девятки», был сбит. Зато другой немецкий самолет очередью повредил левый двигатель бомбардировщика, вызвав пожар в мотогондоле.

Оставляя за собой шлейф дыма, ДБ стал терять высоту. При этом его экипаж перестал отстреливаться: скорее всего израсходовали весь запас боеприпасов. И тогда фашистский летчик решил добить казалось бы уже беспомощного «подранка». Но, возможно, от неопытности или, наоборот, из-за чрезмерной самоуверенности, немец с задачей не справился. Намереваясь атаковать снизу, он ушел к земле и, круто выходя из этого пике, оказался слишком близко от нашего самолета. Игашов этим воспользовался. Он ухитрился повернуть свой бомбардировщик навстречу врагу и рубанул по «мессеру» правым крылом.

Второй готов! Однако сильно поврежденный пулями и таранным ударом, горящий ДБ уже невозможно было удерживать в воздухе. У экипажа оставались считанные секунды для того, чтобы покинуть гибнущую машину. Но Игашов и его трое товарищей приняли иное решение.

Впоследствии нашелся очевидец последних мгновений полета «девятки» — мальчишка, живший в окрестностях Даугавпилса. Он подтвердил, что из пылающего бомбардировщика никто так и не выпрыгнул с парашютом. То есть те, кто находился на борту этого ДБ, — командир младший лейтенант Петр Игашов, штурман младший лейтенант Дмитрий Парфенов, стрелок-радист младший лейтенант Александр Хохлачев и воздушный стрелок краснофлотец Василий Новиков, — приняли решение ценой собственной жизни нанести врагу еще больший ущерб.

Подбитый бомбардировщик в последнем своем пике обрушился на колонну немецкой техники, оказавшуюся неподалеку. Мощным взрывом разбросало вокруг обломки десятков танков и машин.

Однако сколько у нас сочуствующих фашистам в той войне.Только на советское переименование улицы Видус (средней) на улицу Петра Игашова,который со своим экипажем совершил подвиг,негативно отозвались почти половина ставящих лайки-дизлайки.Видно такие как ставящие эти дизлайки никогда подобный подвиг не совершат,да у вас и Родины нет.Работы непочатый край будет как эту молодежь с зомбированными за 30 лет мозгами латышского "правления" в нормальное русло поставить.

Там где раньше памятник стоял. Часть крыла. Если не знать место, то не найдёте. Влад заправщик

Я знаю место падения самолёта, не один раз бывал там.

тоже мне геройство, благодаря усатому упырю 8 котлов за 1 год, вот успех, 8 миллионов рассмешилов по ямам ,,дулагов,, сидело!!это они в коментах вонять горазды, а как в кабинете следователя сгб оказываются, быстро забывают совок и поют гимн Латвии!!

В лесу, между Ругелями и Крауей. Алексей

Там всё заросло до не узноваемости. Нашёл я это место пару лет назад.Там наш класс в пионеры принимали.

Жил я раньше не далеко и часто ходили в район падения самолёта. Собирали там грибы и ягоды.Много интересовался этим подвигом.Раньше когда не было интернета. Я знал эту историю как написано в статье. Как то прочёл другую информацию. Что сам Игашёв остался жив. Попал в плен. Из за этого экипажу не присвоили г героев Советского Союза.А наградили Орденом Отечественной войны 1-ой степени. И вроде бы в 1995 году Игашёву присвоили звание Героя России. Это всё есть в интернете.

Написать комментарий