Откуда экспорт? Из лесу, вестимо

За первые четыре месяца нынешнего года из Латвии экспортировано 899 тыс. т топливной древесины, что на 45,6% больше, чем годом ранее, когда было экспортировано 617,5 тыс. т этой продукции, сообщили в департаменте леса Министерства земледелия

Лес рубят, щепки продают

Стоит отметить, что древесина и изделия из нее остаются основными статьями латвийского экспорта, занимая в нем 23,4%. Поэтому увеличение удельного веса топливной древесины в общем объеме “деревянного” экспорта не может не беспокоить: дрова — продукт весьма недорогой и не наукоемкий, какая в них добавленная стоимость? Не может не настораживать и тот факт, что если в физическом отношении экспорт топливной древесины вырос на 45,6%, то в денежном — цифра выглядит гораздо скромнее: стоимость этого вывезенного из Латвии экологически чистого топлива составила 21,3 млн. Ls, что всего лишь на 7,5% больше, чем в предыдущем году (19,8 млн. Ls).

Говоря о топливной древесине, речь идет не только и не столько о дровах, но и о щепе, коре, опилках. В этом году экспортировано 74,2 тыс. т дров, что на 15,9% больше, чем в прошлом году. Экспорт щепы увеличился на 70,3% — до 657,5 тыс. т, а экспорт опилок и прочих побочных продуктов обработки древесины возрос на 0,1% — до 167,3 тыс. т.

Как сообщалось ранее, в 2005 году из Латвии было экспортировано 2,07 млн. т топливной древесины, что на 3,5% меньше, чем в 2004-м (2,15 млн. т). Стоимость экспортированной топливной древесины составила 61,2 млн. Ls, что на 10,8% больше, чем годом ранее (55,16 млн. Ls).

Товар, который нужен самим

Как объяснил Телеграфу член правления Латвийской ассоциации производителей и торговцев древоматериалами Харий Йорданс, первый квартал — это еще зима, поэтому в этом периоде традиционно велики объемы вывоза именно топливной древесины. Хотя первый квартал прошлого года, с которым идет сравнение показателей, в 2005-м также приходился на начало года.

Так как речь в основном идет об отходах производства, то, по словам Йорданса, неправильно было бы говорить, что латвийский лес уходит за бесценок за границу. Но, по его убеждению, эти отходы можно было бы использовать гораздо рачительнее. Ведь те же скандинавы (например норвежцы) покупают у нас топливную биомассу, чтобы производить из нее альтернативную энергию. В Латвии же, считает Харий Йорданс, только говорится о необходимости развития альтернативных источников энергии и повышении энергонезависимости, но реально ничего не делается. Между тем гораздо выгоднее было бы, если бы та же щепа не экспортировалась, а шла на отопление в городах и селах. Тем более что и везти ее далеко не надо было бы. Только для этого необходимо переделать котельные под этот вид биомассы. Хотя это не проблема, тем более что под эти нужды можно было бы использовать средства ЕС.

К слову, до сих пор Латвия активно использует древесину для получения энергии. Так, гидроэнергия в общем балансе у нас занимает 6%, что почти в 5 раз меньше, чем сжигаемая в печках древесина — 29% (столько же, сколько потребляется природного газа). Только происходит это не в современных установках с высоким КПД, а в традиционных печурках, где тепло в буквальном смысле улетает в трубу, а вместе с ним — и деньги.


Написать комментарий