Бывших колхозников замучил сушняк

Если для горожан длящаяся почти месяц жара несколько спала, то для крестьян жаркая пора все еще продолжается. И дело здесь не в погоде, а в интенсивном подсчете нанесенного засухой ущерба. Непонятно, как крестьяне справлялись с последствиями стихийных бедствий сто или двести лет назад, а наша методика уже хорошо отработана: что мороз, что зной, что дождик проливной — все это обязано компенсировать государство

Компенсации по осени считают

Выработанный непогодой рефлекс сработал и нынешним летом. Как только установилась жара, районные сельскохозяйственные объединения оказались завалены заявлениями крестьян, просящих помочь деньгами. Вместо того чтобы поливать грядки, они готовы собрать подписи под обращением в Министерство земледелия. Как сообщил Телеграфу пресс-секретарь Совета по сотрудничеству сельхозорганизаций Рихард Алтенбергс, пока там не располагают информацией о количестве поданных жалоб. “Всеми денежными подсчетами займется Министерство земледелия. В настоящее время крестьяне просто подают заявки, в которых указывают, какому хозяйству и в какой степени нанесен урон,” — пояснил он.

В свою очередь, по словам пресс-секретаря Минземледелия Дагнии Муцениеце, в министерстве создана специальная рабочая группа, которая ездит по регионам Латвии и собирает информацию о том, какие культуры пострадали и насколько. “Все данные планируется обобщить до сентября, так как основные работы по сбору урожая начнутся в начале августа, — говорит она. — Тогда же станет ясно, какую сумму нужно будет выплатить крестьянам в виде компенсаций”.

Застрахуйся и загорай спокойно

Министр земледелия  Мартиньш Розе на прошлой неделе в очередной раз поднял вопрос о создании системы страхования на случай природных катаклизмов, к которым опять оказались не готовы ни крестьяне, ни чиновники. Такая система, по его мнению, принесла бы обоюдную выгоду: крестьяне имели бы гарантию, что государство возместит убытки, вызванные “неправильной” погодой. В свою очередь государство всегда бы имело под рукой критерии, согласно которым можно было бы рассчитать, кому и в каком размере полагаются компенсации.

“Разного рода природные аномалии случаются в Латвии каждый год, поэтому нужно разработать ясную страховую систему, — поясняет мысль своего шефа Дагния Муцениеце. — С этой инициативой Минземледелия планирует выступить на правительственном уровне”.

Брюссель зарубил “капусту”

Помешать бывшим колхозникам и дальше получать компенсации благодаря ураганам, морозам и зною может принципиальный Брюссель. Вступив в ЕС, Латвия уже не вправе самостоятельно раздавать деньги сельской части своих жителей. Во-первых, требуемая сумма должна быть согласована с Еврокомиссией, а во-вторых, компенсации могут быть выплачены только в том случае, если потери урожая составят по крайней мере 30% от планируемого.

Если цифра окажется ниже, то правительство будет лишено возможности покрывать ущерб, нанесенный очередным катаклизмом, из госбюджета. Даже если на носу парламентские выборы.

Утомленные солнцем

Сколько именно центнеров картофеля и тонн моркови не досчитаются в этом году крестьянские хозяйства, говорить пока рано, однако уже известно, что в некоторых районах, где не пролилось ни капли дождя, урожай сократится чуть ли не наполовину.

По некоторым прогнозам, урожай зерновых может быть на треть ниже, чем ожидалось. Солнце не пощадило овощи и фрукты, что, несомненно, скажется на их качестве. От жары пострадали и животноводы, которым все сложнее кормить своих коров, — трава выгорела, приходится использовать сено, которое было запасено на зиму.

Затем считать мы стали раны

Вот какая, по данным рабочей группы Минземледелия, общая картина наблюдалась на прошлой неделе в разных регионах Латвии.

- В Латгалии выпали осадки, которые могут облегчить выращивание летних культур.
- В свою очередь, кратковременный дождь в Курземе в эти дни существенно на сложившуюся ситуацию не повлиял — из-за дефицита влажности зерновые продолжают желтеть, масса зерен уменьшается, так как они не могут нормально созреть.
- В Земгале на прошлой неделе погодные условия практически не изменились. Температура снизилась, однако сильный ветер продолжил сушить и без того выгоревшую почву. Картофель не созревает, урожайность по-прежнему скудная.
- В Видземе осадков не было. У ранних сортов сельскохозяйственных культур листья полностью засохли, у поздних — зелени почти не осталось. Это свидетельствует о том, что процесс фотосинтеза закончился, а вместе с ним и созревание зерен.

Некоторые растения засохли до того, как успели расцвести. Урожайность раннего картофеля составляет 5 т/га, что в 3—4 раза ниже, чем в предыдущие годы. Среднеранние и среднепоздние сорта картофеля дают урожайность 7 т/га, что в 2,5 раза ниже, чем планировалось.

Покой нам только снится

  • Убытки засухи 2006 г. пока не подсчитаны.
  • Зимой 2005—2006 гг. в Латвии пострадали озимые. По подсчетам Минземледелия, убытки крестьян по причине сильных морозов составили 1,6 млн. Ls. По данным Совета по сотрудничеству сельхозорганизаций, этой зимой погибло 18,88 тыс. га озимого рапса, пшеницы и ржи, что составляет 10% общей площади озимых посевов.
  • Летом 2005 г. были зафиксированы наводнения и засилье мошкары. Выделенные компенсации составили 1 млн. Ls.
  • В январе 2005 г. над страной пронесся ураган, последствия которого пришлось компенсировать в размере 1,7 млн. Ls.

Написать комментарий