«Чудный день для полетов» 1

В этом году исполняется пять лет сентябрьской трагедии в США, когда жертвами террористов стали тысячи людей. С 1 сентября на рижский экран выходит посвященный этим событиям англо-американский фильм «Рейс 93» ( United 93 ).

Все мы знаем, чем отмечен день 11 сентября 2001 года, знаем, чем он закончится для ничего не подозревавших пассажиров четырех авиалайнеров, в том числе и рейса UA93 . И от этого проникаешься печалью уже с первых минут, хотя ничего еще не происходит.

Фильм хочется назвать реквиемом, и где-то он им и является. Хотя по всем параметрам приземлен и может считаться документальным воссозданием событий, своего рода следственным экспериментом, но без реальных подозреваемых и потерпевших. И вот этим он дает слабину.

Драматургия картины лишь та, которую «сочинила» сама жизнь. Авторы ей послушно следуют. Подготовка самолета к полету, ожидание пассажиров в накопителе, будни навигационных и прочих связанных с полетами служб. Вот на телеэкранах самолеты, захваченные террористами, врезаются в оба небоскреба. Вот убивают пилотов рейса UA93 … Нам предлагают монтаж как бы прямых передач – с борта, из диспетчерской, от служб безопасности. Авторы, очевидно, полагают, что все это само по себе работает.

Не работает. Это не прямая передача катастрофы по телеку в реальном времени, это не происходит по-настоящему – сейчас, в эту же секунду. Мы в другом измерении – кино, а значит, игра должна идти по другим правилам.

«Чудный день…» – эта брошенная авиадиспетчером фраза звучит где-то в начале фильма и предполагает интересное, неожиданное столкновение идей, действий, всего… Увы. Фильм практически статичен. На половине картины ловишь себя на том, что смотреть дальше не интересно, потому что все знаешь наперед, а авторы не предлагают никакого внутреннего развития, никаких поворотов.

Вялость фильма его создатели пытаются преодолеть суетой: камера постоянно дергается, перескакивает с одного на другое. Словно видишь все глазами доморощенного видеооператора-любителя. С одной стороны, это раздражает, но понимаешь, что режиссер с оператором таким образом «накачивают» нерв. Потому что больше взять нечем.

Была ли то задумка режиссера? Не знаю, но пассажиры остаются в памяти как безликая масса. Индивидуализирован лишь один боевик, с виду интеллектуал, очкарик, с тонким породистым лицом, который позже садится за штурвал. Видно, что он все время сомневается в правильности своей миссии. Но отступить не может.

Так же, как пассажиры, звонящие с борта самолета своим близким и говорящие им «я тебя люблю», тот мусульманин, сидя в аэропорту в ожидании посадки, тоже кому-то говорит по мобильнику «я тебя люблю». То есть нечто общее, глубинно человеческое присуще нам всем.

Другое дело, как мы распоряжаемся этим общим живым началом. Одни – шизоиды, слепо выполняющие волю пославших их злодеев, другие – простые (или не простые) обыватели. Но как достойно они встречают неминуемый конец, защищая не только себя, но и нашу цивилизацию!

Общечеловеческий подтекст несет название фильма, потому что слово united означает «единый», «объединенный», «спаянный». Именно такими пассажиры 93-го рейса предстали перед лицом зла. Именно поэтому зло не прошло.

Так что фильм далеко не безнадежный, хотя поднятый на спину нелегкий груз гуманизма он тянет с большим трудом.

Интересно, что в творческом багаже Гринграсса есть два фильма про агента Борна – вполне приличные. Но дело в том, что там сценарий писали профессиональные сценаристы. А когда режиссер сам является автором своего сценария, то большей частью это чревато. Так же было и четыре года назад с его фильмом «Кровавое воскресенье» о расстреле британскими солдатами мирных ирландцев в Лондондерри. Фильм оказался убыточным.

И хотя «Рейс 93» уже окупился и приносит какую-никакую прибыль (скорее всего, благодаря поднятой теме), хочется думать, что в третий раз продюсеры писать сценарии ему не дадут.


Написать комментарий

http://www.911digitalarchive.org/