Фильм Мела Гибсона «Апокалипто» нарывается на скандал 1

Актер и режиссер Мел Гибсон — персона неоднозначная. И в жизни, и в своих киноработах. Так, летом он стал героем скандала, оскорбив в пьяном виде чуть не весь еврейский народ в лице одного полицейского. Его предыдущий фильм "Страсти Христовы" считают самым спорным в истории кино. На днях Телеграф побывал в кинотеатре Coca-Cola Plaza, где идет новое крупномасштабное детище Гибсона — эпопея о закате древней цивилизации майя "Апокалипто".

Этот фильм Гибсону тоже даром не пройдет. Лента номинирована на самую престижную после “Оскара” премию “Золотой глобус” (как “лучший фильм на иностранном языке” — он озвучен на языке майя). В то же время фильм вызвал негодование у потомков майя, которые считают его расистским.

Майя-потрошители

Признаюсь сразу — после тягостного для меня просмотра я готова присоединиться к оскорбленным майя. Они у Гибсона — дикари дикарями, ни за что не поверишь, что это были люди, создавшие великую цивилизацию, достигшие высот в науке и культуре. Главный герой — добрый дикарь Лапа Ягуара — примерный семьянин, у него милая беременная жена и смышленый сынишка. Живут они в лесной деревушке, охотятся и развлекаются до тошноты (в начальных кадрах шутки ради местному дурачку дают съесть яйца тапира — якобы для поддержания мужской силы, дурачка, естественно, тошнит прямо на зрителей). В этот момент я некстати вспомнила авторский слоган к фильму: “Когда приходит конец, не все готовы уйти”. До конца было еще два часа, но уйти уже захотелось.

И тут началось — на добрых дикарей нападают злые, наш герой попадает в плен, а жена с сынишкой — в страшную яму, из которой он не успевает их вызволить. Пока они там томятся, Лапа Ягуара совершает из-под палки путешествие в столицу майя (антропологи наперебой возмущаются — в те времена городов у майя не существовало). Ну, неважно, Гибсон и его команда построили его сами — в Мексике, на обширном поле сахарного тростника. То, что происходит в этом жутком городе, — сплошной кошмар. Обезумевший от голода и напастей народ пытается умилостивить богов с помощью жертв. И зрителю с тщанием показывают, как потрошат жертвы, как летят их окровавленные головы и трепещут вырванные сердца… Какая-то одна большая мясная лавка, иных ассоциаций у меня это грандиозное зрелище не вызвало.

Голубой терминатор

А дальше начинается добрый старый голливудский “Терминатор”. Только вместо Шварценеггера — Лапа Ягуара (в его роли танцор, певец и спортсмен Руди Янгблад, потомок племен команчей, яки и кри). Парень в огне не горит и в воде не тонет, и даже подстреленный ухитряется совершить побег из плена. Целый экранный час он бежит, отбиваясь от ягуара, змей и злобных преследователей. Голый, голубой (почему-то поганые враги своих пленников перед жертвоприношением мажут голубой краской), но свободный. И можно не волноваться — с “дырочкой в правом боку” от стрелы он доберется до ямы, чтобы спасти семью. А там, как вы догадались, красавица жена уже рожает (по горло в воде, которая бурным потоком заливает яму). В общем, полный голливудский набор. Только при чем тут майя? Зачем нагнетать? Зачем столько крови и мяса? И скопище питекантропов — такие рожи, что не к ночи на них любоваться?

Гибсон очень тщательно их отбирал. Кастинг проводился по всей Центральной Америке, в Южной Калифорнии, в Канаде. Снимались и непрофессионалы, найденные в изолированных индейских общинах. По признанию Гибсона, многих намеренно делали “пострашнее”. Понятно, почему теперь правозащитники обвиняют режиссера в расизме.

Спасибо Джорджу Бушу за “Апокалипто”

Отвечая на подобные нападки, Гибсон заявил, что на создание “Апокалипто” его вдохновила политика Джорджа Буша-младшего. Ни больше и ни меньше. Он сравнил деятельность американского президента с жизнью варварских правителей цивилизации майя. “Спекуляция страхами, которую мы показываем в фильме, напоминает мне президента Буша и его коллег”, — говорит Гибсон. По его мнению, американское правительство грубо манипулирует вопросами национальной безопасности ради сохранения власти.

Мел Гибсон имеет в виду закат сразу двух цивилизаций — майя и современной. Такое сближение считает необоснованным антрополог Трэйси Ардрен: "Идея фильма — конец близок и спаситель уже пришел.

В “Апокалипто” ничего нет о выдающихся достижениях майя в науке, о мастерстве архитекторов, есть бесчисленные убийства. Они наводят на чисто колонизаторскую мысль: майя нуждались в помощи со стороны, потому что их собственная культура прогнила до корней". По Гибсону, помошь является — в финале на диком бреге высаживаются испанские конкистадоры. Подразумевается новая резня, но Гибсон, к счастью, ставит на этом точку.


Написать комментарий

возможно комментарий мой запоздал немного))) но не удержалась высказать свое "фи" безымянному автору статейки.
оченна хороший фильм снял Масса Гибсон, оченна правильный. С точки зрения дикаря попавшего в город насильственным путем не видно было достижений науки и культуры великих майя. а что успел он углядеть, то и показали. ))) а древние мега-цивилизации нельзя оценивать с точки зрения современной морали. Это для псевдокинокритиков необразованных. Вот и все. да гламурненькое племя живет в лесах Мэла Гибсона, да по-голливудски там все складывается. Но тем не менее драйв, экшн, красота.
и с исторической т.з. я не вижу там серьезных траблов.
с уважением, к.и.н. наук Лысенко О.В,