Все дело в шляпе

Владимир Путин объявил 2007-й Годом русского языка в России и за рубежом. По замыслу российского президента, дополнительное финансирование поднимет авторитет языка Пушкина и Толстого. Издатели в восторге.

Программа поддержки соотечественников предусматривает завалить дальнее и ближнее зарубежье литературой и учебными пособиями, которые, осмелюсь предположить, так и осядут в школьных библиотеках. Зато какие суммы можно освоить! Конечно, совсем неплохо, что на выделенные в рамках года средства латвийские учителя смогут посетить московские и петербургские семинары, а школьники — съездить на различные международные олимпиады и фестивали. Но что же наш живой, разговорный, разве ему, родимому, от этого станет легче?

Помните у Чехова: “Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа”? Классик посмеялся, но ошибка в употреблении деепричастного оборота по-прежнему победно шагает по страницам прессы, встречается даже в статьях, ратующих за великий и могучий. Ладно бы у нас, где русский язык старательно загоняется в рамки чужого, иностранного, и филологи списывают все ошибки словоупотреблений на последствия влияния господствующего латышского языка. Казалось бы, впору обратиться за благозвучными примерами к коренным носителям языка в России. Но лучше выключите телевизор. К безграмотной речи уличных экспресс-опросов нам уже не привыкать, но и сами журналисты не блещут литературными оборотами. А между тем, именно они, наряду с учителями и дикторами телевидения, когда-то считались носителями кодифицированного, говоря проще, правильного русского языка.

Дикторов, в чьих текстах не допускалось ни одного неверного ударения, на российском телевидении ликвидировали как класс, и журналисты, по результатам проведенного российскими учеными опроса, стали эталоном правильной речи не только для россиян, но и для всех, кто смотрит российские каналы. Причем 288 млн. телезрителей считают русский язык родным. Великий и могучий занимает 4-е место в мире по частоте употребления, он один из рабочих языков ООН. “Для всего в русском языке найдется множество хороших слов…” — заметил еще в позапрошлом веке классик. Найдется. В словарях, но только не в нашей современной речи, постепенно сужающейся до объема словарного запаса Эллочки-Людоедки.

Так что же делать, спросите вы? Рецепт простой: читаем классиков, ходим в театр, не смотрим реалити-шоу и следим, пожалуйста, за своей речью! Между прочим, самые великолепные образцы литературного языка встречаются у русских писателей-эмигрантов: Бунина, Шмелева. Значит, авторитет русского языка зависит и от нас с вами.


Написать комментарий