«Дело аудиторов СГД»: про взятку, которая неожиданно выросла вдвое

Поначалу все было банально: аудиторы, проверяя фирму, обнаружили недочеты. Они пообещали директору фирмы все урегулировать - за 600 латов. Но информация пошла по цепочке из 5 чиновников - и размер взятки стал стремительно расти... На процессе все пятеро уже чистосердечно раскаялись.

Итак, на скамье подсудимых пять экс-сотрудников регионального отделения СГД: Андрису Осиповсу и Ивете Шварце вменяется вымогательство взятки, остальным – Арису Ланцманису, Оярсу Милбергсу и Диниэлсу Манчинскису – посредничество и присвоение взятки.

Фабула этого дела такова. В апреле-мае 2004 года аудиторы СГД Андрис Осиповс и Ивета Шварца проводили ревизию в фирме «Яунакайс целтниециба». Они выяснили, что у фирмы есть некоторые проблемы с отчетностью и она должна заплатить в качестве «возможного ущерба» более 16 000 латов.

Обнаружив это, аудиторы связались с руководством фирмы и предложили за вознаграждение устроить все так, что «ущерб» составит только 600 латов.

Однако это еще не все. Предложение «урегулировать вопрос» передавалось не напрямую, а по цепочке из 5 чиновников. При этом каждый прибавлял к начальной сумме столько, сколько считал нужным. В итоге до директора фирмы дошло требование уже в 1500 латов.

Но директор с этим согласился, ведь, если идти официальным путем, получалось в 10 раз больше. Позже, когда также по цепочке пошли деньги, каждый из посредников забрал ту сумму, на которую он увеличил взятку, так что до Осиповса и Шварцы дошло всего 750 латов.

В июле 2004 года история случайно вскрылась. В фирме был проведен повторный аудит, и директору все же пришлось заплатить всю сумму – около 16 000 латов. А все пятеро чиновников лишились постов и были задержаны.

Они сразу же признали свою вину. И вчера на процессе каждый подтвердил, что признает себя виновным и раскаивается в содеянном. Поэтому было принято решение рассматривать дело без проверки доказательств.

Отметим: все обвиняемые – уважаемые люди с высшим образованием (у Оярса Милбергса – юридическое, у остальных – экономическое), ранее не судимы, в других уголовных делах тоже не фигурируют. Каждый как со своего теперешнего места работы, так и с предыдущего (СГД) характеризуется положительно.

И еще. Адвокат представил справку, что у Иветы Шварцы болезнь крови, поэтому она находится на учете в гематологическом отделении больницы «Линэзерс», и малейший стресс может стать причиной инсульта.

Итого: с учетом всех указанных обстоятельств прокурор Гаркалне попросила для обвиняемых наказание «ниже низшего». Для Осиповcа и Шварцы – штраф в размере 30 минимальных зарплат (то есть 3600 латов) с конфискацией имущества. Для Ланцманиса, Манчинскиса и Милбергса – 15 минимальных зарплат (1800 латов) – также с конфискацией.

- Считаю, что приговаривать обвиняемых к тюремному заключению, тем более условному, в данном случае нецелесообразно, – пояснила прокурор. – В обществе сложилось такое мнение, что если человек приговорен условно, то это значит, что он избежал наказания. В данном случае, поскольку преступление связано с деньгами, логичнее наказать обвиняемых штрафами.

Адвокаты обвиняемых согласились с мнением прокурора.

- Прокуратура очень объективно подошла к обстоятельствам дела, – заявила защищающая Андриса Осиповса Валентина Ольхова. – Действительно, от условного срока толку будет мало – ни пользы для государства, ни наказания для обвиняемых. Раз преступление связано с материальными ценностями, корыстью в определенном смысле, то логичнее наказать карман. Тем не менее адвокат попросила уменьшить сумму штрафа.

- У моего подзащитного жена, которая ждет ребенка, и он единственный кормилец в семье, – подчеркнула адвокат.

Остальные защитники тоже попросили уменьшить размер штрафа для своих подзащитных.

В последнем слове все обвиняемые еще раз подтвердили, что они раскаиваются в содеянном, и просили не приговаривать их к тюремному заключению.

Приговор по этому делу будет объявлен в пятницу.


Написать комментарий