Борьба с инфляцией в сфере недвижимости: эксперимент с непредсказуемыми последствиями или просчитанная схема?

Итак, план правительства по решительной, а подчас и бескомпромиссной борьбе с инфляцией из тайного стал явным. Как и следовало ожидать, львиная доля мероприятий в нем посвящена рынку недвижимости, или, другими словами, ограничению покупательной способности на этом рынке. К каким последствиям приведут эти меры и будет ли достигнут запланированный результат? Об этом говорят опрошенные Телеграфом эксперты.

Что придумало правительство:

- За каждый последующий (начиная с первого) ипотечный кредит физическое лицо платит налог 3% от суммы кредитного договора. То есть, если вы одалживаете у банка 100 тысяч, то должны поделиться с государством тремя тысячами.

- При закреплении прав на имущество в Земельной книге с физических и юридических лиц будет взиматься пошлина от 0,5% до 6% от стоимости имущества.

- Если продавец квартиры владел ею менее трех лет, то сделка по ее продаже будет облагаться подоходным налогом.

- Банкам и лизинговым фирмам надлежит кредитовать только тех, кто предоставит официальную справку о доходах с места работы.

- Кредит будет выдаваться только при наличии первого взноса в размере 10—15% от суммы сделки.

- Будет создан единый регистр кредитополучателей.

- Для юридических лиц: при продаже долей капитала, в качестве которых фигурирует недвижимость, вносить разницу между номинальной стоимостью долей и стоимостью недвижимости.

Вопросы остаются

Вообще-то, план оставляет много вопросов, на которые часто не в состоянии ответить даже специалисты.

- Так, если сейчас, по словам специалистов, на рынке жилья происходит так называемая стабилизация цен, то зачем нужны еще и административные ограничения?
- Почему человек, который регистрирует на себя свое первое жилье и декларирует в нем свое место жительства, должен платить 2% от его стоимости государству?
- Если спрос искусственно снизится, не будет ли это означать, что инвесторы, вложившие многие миллионы в новые проекты, вылетят в трубу?
- Станет ли для предприимчивых дельцов барьером налог на сделки с объектом недвижимости чаще, чем раз в три года? Ведь в соседней Литве такой эксперимент не совсем себя оправдал?

Конечно, в новых веяниях нельзя не заметить и положительных тенденций. Так, если для банков ипотека перестанет быть приоритетом их деятельности, возможно, они вынуждены будут активнее кредитовать такие непопулярные сферы, как производство, малый и средний бизнес.

Кто-нибудь просчитал последствия?

Ушат воды на голову

Вадим МАРКОВ, президент компании Nira fonds:
— Начинать регулировать рынок с помощью налогов надо было года четыре тому назад. А сейчас, когда он раскалился и оторвался от реальной платежеспособности, предложенные меры будут как ведро холодной воды на раскаленное стекло. Например, как это было в Швеции в начале девяностых. Или как это было в Великобритании после поднятия ставок, когда в кризисе оказалось не только строительство, но и другие отрасли.

Ограничивать спекулятивные сделки надо. Но при этом не стоит забывать, что отнюдь не все население Латвии ими занимается. Сначала надо было собрать и проанализировать информацию, создав единую кредитную базу данных: у кого сколько за душой кредитов — пять, шесть, десять. Похоже, что под нажимом Евросоюза наше правительство в очередной раз проводит спешную кампанию, при этом никто не озаботился просчетом возможных последствий этого эксперимента.

Инвестиции поменяют ориентацию

Илмар ВАМЗИС, руководитель отдела продаж DNB Nord Latvija:
— Пока правительство только декларировало свои намерения, теперь надо создать конкретный механизм и посмотреть, как он будет работать. Одновременно и игроки рынка будут изобретать способы, как обойти новые ограничения. Вопрос: кто выиграет?

Конечно, что-то надо было делать, и банки — за перемены. Они всегда неприятны, но их просто надо пережить. Самое благоприятное последствие, которое можно прогнозировать, — те же спекулянты накопили огромное количество финансовых средств, которые надо будет куда-то инвестировать. И если в недвижимость это станет делать невыгодно, деньги пойдут в иные отрасли, в малый и средний бизнес, отчего экономика только выиграет.

Не обвал рынка, но коррекция

Милана СКУМБИНЯ, партнер компании Coral group:
— Нечто подобное мы и ожидали. Если о таких вещах, как недвижимость, начинают рассуждать домохозяйки, значит, здесь назрели перемены. На мой взгляд, рабочая группа при разработке плана учла очень многие макроэкономические аспекты не только в недвижимости, но и в строительстве и других отраслях.

Как поведет себя квадратный метр? Я понимаю, что вы ожидаете от меня услышать, но я вам этого не скажу. Возможна коррекция цен в разных сегментах, качество которых не соответствует спросу. Должен уменьшиться объем сделок. Возможно, увеличится разница цен на первичном и вторичном рынках, цена новых проектов не может быть меньше их себестоимости. Могу только приветствовать создание единого кредитного регистра и требование показывать реальные доходы — кредитный портфель банков станет качественнее. Более качественными станут и девелоперы, и инвестиции.

Конечно, приходится констатировать, что меры правительства несколько запоздали и сейчас они уже не дадут того эффекта, который мог бы быть несколько лет тому назад.

Игра в недвижимость в “высшей лиге”

Райт БЕБРИС, директор компании InReal:
— Хорошо, что что-то начали делать. Я, если честно, не ожидал таких мер, как взимание подоходного налога на сделки, которые совершаются чаще, чем раз в три года. Ведь не секрет, что и в Сейме многие сами играют в игру под названием “недвижимость”. Эта мера отпугнет и иностранных инвесторов в недвижимость, они направят свои взоры в сторону Болгарии и Румынии.

Что касается местных, то те, кто жил в СССР, мне кажется, всегда смогут найти лазейки, чтобы обойти законы. Рынок охладится, однако тем, кто живет в своих квартирах, это ничем не грозит. Резкого падения цен я не ожидаю, если сейчас они растут на 3—4% в месяц, то будет на 1—2%. Количество спекулятивных сделок на рынке сейчас 10—15%, это не так много, чтобы их отсутствие сильно повлияло на цены.

Что касается бездефицитного бюджета, то, продолжая реализовывать такие затратные проекты, как “Замок света” или концертный зал, ожидать улучшения наивно.


Написать комментарий