Борис Цилевич: «В ПАСЕ решаются и латвийские вопросы»

«Час» уже писал о проблеме секретных тюрем ЦРУ на территории ЕС, ставшей основной темой последней сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы в Страсбурге. Об оставшихся за кадром вопросах, рассмотренных на этой сессии, и эффективности работы этой организации «Час» беседует с ее старожилом, депутатом Сейма Латвии Борисом Цилевичем («Центр согласия»).

В чем толк от ПАСЕ

- В чем состоит практический результат участия парламентария Бориса Цилевича в ПАСЕ?

- Парадоксальным образом результат состоит в возможности влиять на внутрилатвийские вопросы. Многие важные решения невозможно протолкнуть, идя в лобовую атаку. Зачастую куда эффективней может оказаться ход через европейские структуры, ПАСЕ в том числе.

Самым недавним примером неэффективности прямых действий является провал референдума по поправкам о контроле над спецслужбами. Всего авторитета Вайры Вике-Фрейберги и поддержки «Нового времени» не хватило, чтобы привести народ к урнам. А ведь для отмены этих поправок хватило намека извне – со стороны спецслужб наших союзников по НАТО.

Конечно, ПАСЕ не НАТО. Прежде всего, это площадка для формирования европейской политической позиции по ключевым вопросам, которая в определенной степени влияет на принятие обязательных к исполнению директив ЕС. Насколько эффективно возможности ПАСЕ будут использованы для решения латвийских проблем, зависит от потенциала парламентариев, представляющих тут Латвию.

Во всех делегациях есть люди, приезжающие на сессии в Страсбург в порядке «политического туризма»: они занимаются шопингом и осмотром местных красот, а есть и трудоголики, не успевающие выбраться в город. Если ставить прагматические цели и не бояться работы, можно многого добиться.

Дела латвийские

- Рассматривались ли на последней сессии вопросы, имеющие отношение к ЛР?

- Да. Латвийская делегация была приглашена на встречу с комиссаром по правам человека Томасом Хаммарбьергом. В своем недавнем заявлении он достаточно критически высказался о положении в Латвии, в частности, о темпах решения проблемы массового безгражданства. У многих моих коллег по Сейму эта критика вызвала если не шок, то удивление. Резкий тон комиссара вызван тем, что предыдущее заявление, содержавшее более мягкую критику и конкретные предложения по исправлению ситуации, было полностью проигнорировано нашими властями.

Конечно, на этой встрече окончательные решения не принимались. Однако латвийские политики получили недвусмысленный сигнал, что «необязательную критику» структур ПАСЕ нельзя оставлять без внимания. Хотя мои коллеги- парламентарии Ингрида Цирцене («Новое время») и Вячеслав Степаненко (Первая партия/«Латвийский путь») пытались доказать комиссару, что в Латвии с натурализацией и правами неграждан нет проблем. Я в свою очередь поддержал позицию комиссара. Этой осенью Томас Хаммарбьерг приедет в Латвию, чтобы ознакомиться с ситуацией на месте и убедить наше правительство наделить гражданством ЛР всех новорожденных детей, облегчить условия натурализации и допустить неграждан к местным выборам.

- Упоминалась ли Латвия в докладе представителя Совета Федерации РФ Михаила Маргелова о возрождении антисемитизма в Европе?

- Я был содокладчиком Михаила Маргелова от комитета ПАСЕ по юридическим вопросам и правам человека. Мы поддержали этот доклад и предложили ряд поправок, большинство из которых было принято. Главный вывод из этого доклада: антисемитизм в Европе поднимает голову. Еще несколько лет назад казалось, что ужасы Холокоста поставили точку в долгой истории антисемитизма, но оказалось, что это не так.

В тексте доклада приведены примеры из балтийских государств, но в итоговой резолюции государства не названы, поскольку проблема существует повсеместно. Ряд положений этой резолюции относятся к Латвии. В частности, все страны, входящие в Совет Европы, призываются не возводить памятников лицам, участвовавшим в геноциде во время Второй мировой войны. Принятие подобной резолюции в латвийском Сейме трудно себе представить, а когда решение принято в Страсбурге, возражения Юриса Добелиса и Висвалдиса Лациса мало что значат.

«Европейцы» обходят «американцев»

- Можно ли рассматривать провал референдума как победу группы латышских политиков, политически ориентированных на ЕС и горящих желанием развивать экономическое сотрудничество с Россией, над сторонниками проамериканской ориентации?

- Еще год назад было невозможно представить, чтобы представители Народной партии – не меньшие националисты, чем ТБ и «Новое время», – решились на шаги в сторону России. Но в первую очередь это партия крупного бизнеса, который руководствуется прагматическими соображениями. Без нормальных отношений с восточным соседом о Латвии как стране транзита пришлось бы забыть.

То, что часть латышской политической элиты постепенно отказывается от идеологической установки на обслуживание исключительно американских интересов в рамках ЕС, можно только приветствовать. Партия «Новое время» была проектом, если не задуманным, то осуществленным при полной поддержке американцев. Как и аналогичный проект партии «Республика» в Эстонии, которая благополучно прекратила свое отдельное существование, слившись с партией «Исамаа», аналогом нашей ТБ.

Одним из мощнейших агентов американского влияния была и экс-президент Вике-Фрейберга. Валдису Затлерсу пока еще только предстоит стать игроком на этом поле, время покажет, станет ли он копировать свою предшественницу.

Условными «европейцами» можно назвать представителей народников и объединения «первых» и «путейцев», хотя среди них встречаются разные настроения. А вот «зеленые крестьяне» пока что остались не у дел. Заинтересованный в российской нефти Айварс Лембергс достаточно критически высказывался по отношению и к ЕС, и к США.

Тюрьмы ЦРУ в Латвии

- Может ли так случиться, что на территории Латвии, где-нибудь неподалеку от аэродрома, наш главный союзник по борьбе с терроризмом устроит секретную тюрьму, как это было сделано в Польше и Румынии?

- С учетом размеров территории ЛР и характером наших аэродромов это вряд ли возможно. У нас другая проблема. Под категорию «потенциально опасных» наше правительство пытается подвести активистов русских организаций.

В общении с коллегами из стран, подверженных угрозе исламского терроризма, латвийские политики высказываются о своих согражданах примерно так: «Вот у вас распоясались арабские радикалы, а мы в Латвии страдаем от русских радикалов». А там недалеко до вывода, что в борьбе с такими экстремистами можно и пренебречь общепризнанными правами человека – как это под давлением США сделали правительства Польши и Румынии, да и не только…

Не дай бог, чтобы в Европе победило американское понимание национальной безопасности: при малейшей угрозе терроризма и экстремизма о соблюдении принципов прав человека можно забыть.


Написать комментарий