Андрис Шкеле: «Лембергс не должен был сидеть…»

Вчера газета “Латвияс авизе” опубликовала любопытное интервью «с рядовым членом» Народной партии Андрисом Шкеле. В нем экс-премьер сделал несколько интересных заявлений и признаний.

Об Айварсе Лембергсе

По мнению экс-премьера, примененный в качестве меры пресечения в отношении Лембергса арест был слишком суровой мерой.

Отвечая на вопрос журналиста, верит ли он, что Лембергс будет осужден, Шкеле заявил:

- Скорее уместен вопрос – много ли в Латвии судей, которые готовы осудить его, если не хватит доказательств. Много ли будет судей, чьи профессионализм и честность окажутся выше того массированного давления, которое в публичном пространстве развивают некоторые средства массовой информации с прямой и недвусмысленной целью: повлиять на общество и в конечном итоге – на суд. Цель его очевидна – добиться ощущения, что не осудить Лембергса невозможно.

Г-н Лембергс мне не друг и не родственник. Но это человек, голосовавший за независимость Латвии при принятии декларации 4 мая. Тогда у большой части сегодняшних «патриотов» хвост еще не был задран так высоко. Ибо нельзя было знать, что произойдет на второй день после голосования. За это тогдашние депутаты Верховного Совета, в том числе Лембергс, заслуживают уважения и оценки. Если нет особой опасности или угрозы для другого человека, то вряд ли людей надо держать в тюрьме. Такова и практика европейских стран: не увлекаться ненужным и несоразмерным ограничением свободы людей.

О Валдисе Затлерсе

- Валдису Затлерсу присуща приятная наивность. Его коллеги говорят, что он позитивный, добрый человек. Не хотелось бы расстраивать президента, но сплотить общество за один срок вряд ли удастся, – заявил Шкеле. – В Латвии еще слишком много людей, которые «упрямо не желают выучить латышский язык и понять историческую боль основной нации».

Политик уверен, что не стоит предоставлять негражданам право голоса на муниципальных выборах.

- Это эксклюзивное право граждан. Да и правила получения гражданства в Латвии более либеральны, чем в других странах ЕС, – считает Шкеле.

Тем не менее Шкеле надеется, что новый президент сможет сделать общество более сплоченным.

- У врачей не принято интересоваться, какое у пациента гражданство. Они готовы выслушать его и по-латышски, и по-русски, и по-английски, и на языке жестов.

Основатель Народной партии полагает, что президента нужно было выбирать из юристов. Однако он убежден, что Валдис Затлерс способен справиться с обязанностями главы государства.

- Он гуманист. Он латыш, который знает не только английский язык, но и язык, который здесь стали использовать после драматических событий Второй мировой войны.

О латвийской экономике

По мнению Шкеле, в Латвии экономика развивается слишком стремительно, что создает серьезные риски.

- Разрешенная в экономике скорость – 90 км/час, рост ВВП 6 – 7%. А мы несемся 140 км/час. И мы не можем быть уверены, что дорога все время будет гладкой, – считает Шкеле.

Новые рынки сбыта для Латвии остаются нестабильными, и Шкеле напоминает об этом:

- Латвия закрывает большую мебельную фабрику, потому что мы не можем конкурировать за границей.

Его также беспокоит бум кредитования. По мнению экс-премьера, скоро люди не смогут выплачивать кредиты:

- По телевизору крутят рекламу, где жена пилит мужа: давай возьмем велосипед, холодильник и еще неизвестно что. Но стоит мужу заболеть и перейти на пособие, как к ним домой придут уже совсем другие люди, – сказал Шкеле.

Основатель Народной партии полагает, что, пока у власти находятся премьер Айгарс Калвитис и министр финансов Оскарс Спурдзиньш, мы застрахованы от девальвации.

- Латыши больше не помнят принципа предков: главное не влезать в долги. Эта осторожность исчезла не без вмешательства наркотического эффекта рекламы, – считает Шкеле. – Государству следовало бы начать ответную кампанию против «легких кредитов» под лозунгом «Думай головой, не сходи с ума!».


Написать комментарий