Андрис Берзиньш: «Я очень уравновешенный человек»

Пролистав подшивку «Часа» за десять лет, мы констатировали, что есть «золотая десятка» – политики, с которыми читатели «Часа» в течение всех этих лет встречались регулярно. И накануне юбилея мы снова решили с ними поговорить.

Сегодня наш собеседник – Андрис Берзиньш. «Час» беседовал с ним как с одним из лидеров партии «Латвияс цельш». Как с мэром Риги. Как с премьер-министром Латвии. Сегодня Андрис Берзиньш – депутат Сейма от объединения Первой партии и «Латвияс цельш», председатель комиссии Сейма по иностранным делам.

Все работы были приятными!

- Давайте попытаемся оглянуться на минувшие десять лет. Что вы считаете самым большим достижением Латвии за это время?

- Самым большим достижением Латвии является то, что мы сумели четко сформулировать политические цели и что их нам удалось реализовать. Мы вовремя поняли, что во всем мире происходит процесс глобализации и что в такой ситуации нельзя оставаться в одиночестве – это дорога в никуда. Были приняты политические решения – присоединиться к Европейскому союзу и обеспечить свою независимость, вступив в НАТО. Это позитивное.

- А что нам за эту десятилетку сделать не удалось?

- Нам так и не удалось наладить нормальные отношения со всеми соседями. Хотя и тут мы в течение последнего года начали двигаться вперед. Надо понять: Латвия должна максимально использовать свое географическое положение. А наши соседи все равно на Луну не улетят. Они всегда будут оставаться рядом с нами. Так что надо уметь поддерживать добрососедские отношения, сотрудничать по тем проектам, которые нам выгодны, искать, где мы можем прийти к общему мнению. И твердо сохранять свою позицию там, где у нас существуют разные мнения.

И еще: мы должны помнить и о том, что разные мнения по важным вопросам еще не делают людей, представляющих эти мнения, противниками. Надо учиться жить разумно, это относится и к нашим отношениям с Россией, и к нашим отношениям с Белоруссией.

- «Час» беседовал с вами и как с мэром Риги, и как с премьер-министром. К какой из этих высоких должностей у вас больше лежала душа?

- Самым лучшим был пост мэра Риги.

- И вы бы согласились стать рижским градоначальником еще раз?

- Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Рига сегодня совершенно другой город. Но работа мэром была прекрасным периодом моей жизни. В это время я работал много и очень продуктивно. Понимаете, в Рижской думе от принятия решения до его выполнения проходит относительно мало времени. Например, принимается решение восстановить мост, выделяются средства, и уже очень скоро ты что-то можешь сделать… В Сейме этот процесс занимает намного больше времени, так же как и в правительстве. О работе мэра Риги я сохранил самые теплые воспоминания. Но и другие работы были приятными.

- Как вы думаете, почему вам на всех должностях удавалось сохранить относительно высокий рейтинг?

- Я очень уравновешенный человек. И я никогда не отказывался говорить на любые темы, даже если они были мне неприятны. Я всегда пытался аргументировать свою позицию. Я не принадлежу к радикальным политикам. И хорошо понимаю, что ключом к современному миру являются слова «сотрудничество» и «открытость».

Надо двигаться вперед

- Одним из важнейших политических событий последнего времени стало подписание договора о границе с Россией и ратификация этого документа Сеймом. Это решение парламента вызвало весьма бурную реакцию и со стороны оппозиционного «Нового времени», и со стороны ваших партнеров по правящей коалиции – объединения ТБ/ДННЛ…

- Договор надо было подписывать и ратифицировать! Я был одним из тех, кто вместе с Кабинетом министров продвигал в Сейме этот вопрос. Да, мне пришлось услышать много упреков от национально настроенных латышей. Да, думаю, что и многие русские не были довольны тем, что мы так продвигаемся вперед…

Но нельзя все время смотреть только назад, в историю, и не думать о том, как двигаться вперед. Те, кто сегодня пытается торпедировать этот договор, живут, глядя назад. И вперед они идут, непрерывно оглядываясь. Хотя, на мой взгляд, вероятность удариться лбом о стену при такой манере движения очень велика.

Конечно, можно начать широкую дискуссию с экскурсами в историю. Но в Латвии и в России еще очень долго будет существовать различная трактовка истории. Наверное, только новое поколение сможет написать беспристрастную историю Латвии и России. Мы же слишком связаны с прошлым, а иначе, наверное, и быть не может – ведь мы в этой истории жили! Надо просто смириться с тем, что наши позиции различны, и думать, как жить дальше. И лично я считаю, что было бы неправильно сваливать все грехи СССР на сегодняшнюю Россию!

Надо уважать и позицию России, которая опирается на нормативные акты, по поводу которых некогда пришли к соглашению сильные мира сего. Наша позиция в отношениях с Россией должна быть очень уравновешенной. Надо двигаться вперед, пытаясь говорить о том, что нас объединяет.

- А почему история вообще играет для нас такую важную роль?

- Если человек не знает свою историю, у него нет будущего. К тому же свою историю надо не только знать, но и уметь разъяснять. Если ты сам не будешь интересоваться своей историей, то ее вместо тебя напишет кто-нибудь другой. Мне бы этого не хотелось… А история Латвии хоть и очень короткая, но и очень сложная.

Споемте, друзья…

- Во многих интервью вы рассказывали, что поете в хоре…

- К сожалению, уже года два года не пою. Но накануне Праздника песни я обязательно присоединюсь к какому-нибудь хору и выйду с ним на сцену…

- Чем вы объясняете то, что хоровое пение играет для латышей такую огромную роль?

- У каждого народа есть свой способ выражения коллективного мнения, коллективных оценок. В Латвии не было крестьянских общин, как в России. Латыши всегда жили на хуторах. Но им тоже важно было быть вместе – собираться на Праздниках песни.

Эта традиция сохранялась в течение долгих лет – в том числе и из-за некоторого внутреннего протеста, в особенности в советское время. Латышам было важно заявить о себе, показать свои народные костюмы, представить свою культуру. Но, кажется, что после Праздника песни 1990 года, который явно был кульминацией, в хоровом движении стало явно ощущаться стремление к переменам, поиск нового содержания. Идет смена поколений, молодые больше не чувствуют такой потребности собираться вместе и петь. У них есть другие способы самовыражения. Но я во время Праздника песни обязательно выйду с хором на Большую эстраду Межапарка…


Написать комментарий