Граница-2008: о латвийских «дешевых взяточниках» и русских ворах в законе

«Наши пограничники – самые дешевые госслужащие: в среднем попадаются на взятке в 20 – 25 латов…» О том, что будет на латвийских границах после вхождения в Шенген и как изменится «черный транзит» через Латвию, рассуждают работники оперативных служб погранохраны

…Последний пограничник попался на взятке буквально на днях: по словам руководительницы пресс-службы погранохраны Евгении Корне, сотрудник Гренцтальского погранпункта (на границе с Литвой) взял с нарушителя 40 евро, т. е. 28 латов.

Предыдущий попавшийся страж границы, задержанный на литовской же границе, правда, на Анджанском погранпункте, в сентябре, взял и того меньше – 20 латов.

- Так мало сейчас, кажется, даже дорожники не берут, – мрачно иронизируют пограничные оперативники (собственно и занятые отловом коллег-взяточников). – Самые недорогие госслужащие у нас сейчас, получается, сидят на границе…

Впрочем, на официальном уровне в Латвии принято считать, что потерпеть осталось недолго, буквально до Нового года. А там начнется Шенген. То есть литовские и эстонские границы откроются, освободившиеся кадры можно будет перебросить на восток – на границу с Россией и Белоруссией. Соответственно будет усилен контроль. И ситуация исправится.

Однако у самих пограничников на это несколько другой взгляд. «Резко усилить восточную границу, скорее всего, не получится. А вот «черный транзит» из Литвы пойдет потоком…»

Кадровый вопрос: «Никто никуда не едет»

- Возьмем такой простой момент: усиление границы с РФ за счет кадров с литовского и эстонского рубежей. В концепции все выглядит логично, а теперь подумаем практически. Человек последние 10 – 15 лет отработал на литовской границе. Обжился, возможно, обзавелся домиком, женился, связи кое-какие заимел… И тут ему предлагают ехать за 300 километров и селиться где-то в Латгалии. В совершенно новых условиях. Без контактов и знакомых. Реакцию спрогнозировать, видимо, нетрудно. А с учетом того, что сейчас творится с зарплатами в МВД, следует ожидать скорее вала заявлений об уходе «по собственному желанию».

Между тем у погранохраны сейчас и так кадровый голод – такой же, как и в остальных подразделениях МВД.

- Текучесть кадров огромная. Молодые люди приходят в пограничники кто с идеалистическими взглядами, кто просто заработать, и если повезет, то через пару лет, наладив связи, спокойно уходят в бизнес. Как правило, в транзитный, поскольку контакты они за годы службы приобретают, естественно, именно с транзитчиками.

Второй вариант еще проще: они попадаются на взятке.

Кстати, почему «цена пограничника» у нас так невелика? Все дело в характере заработка. Через границу проходит огромный поток людей и машин, и бизнес делается на обороте: пограничникам, в отличие от дорожников, не нужно гоняться за нарушителями, те к ним сами приходят и ищут выходы.

Про нелегалов

Одна и главных задач латвийских пограничников – это выявление и задержание нелегальных мигрантов и лиц, находящихся в розыске.

- Нелегалам станет чуть проще, – считают пограничники. – Тут, правда, наше счастье в том, что Латвия – это не главный «проходной двор» в Европу. Подавляющее большинство молдаван и украинцев попадает в ЕС через Польшу.

А через ЛР чаще всего пытаются прорваться, скажем так, изначально обманутые: те, кого человекотранзитчики «развели» еще на этапе подготовки. «Ты что, это же Латвия, там все по-русски говорят…» Понятно, что этих «Янисов Берзиньшей», выучивших по-латышски только «лаб- диен», достаточно легко ловят на любом контроле. После вступления в Шенген его станет меньше. С другой стороны, тем, кто сейчас идет в ЛР с российской территории, будет несколько сложнее. Так что баланс в целом сохранится.

Что касается «беглецов», находящихся в розыске (в т. ч. международном), то здесь все еще проще. К примеру, в первом полугодии 2005 года их поймали 156, а в первом полугодии 2007-го – 59. Почему? Да потому, что в связи с разными мероприятиями государственного уровня с января по июнь 2005 года на границе было 46 дней усиленного контроля, а в этом году только 21. В обычные же дни человек, числящийся в розыске где-нибудь в Германии или Франции, в Латвию может въехать без проблем. Никто его детально не проверяет.

Отдельная тема – наркотики: ими профильно пограничники не занимаются, но «в курсе ситуации». Теперь дорога из Литвы, откуда через Латвию идет основной вал «химии», станет для наркокурьеров менее нервной.

Кто главный на российской границе

Напоследок пара слов о том, какие изменения ожидаются «после Шенгена» на восточной границе.

- Никаких, – считают наши собеседники. – Потому что всем в общем-то известно, кто ее контролирует. И что-то не слышно ничего о масштабных операциях по уничтожению приграничной мафии – ни с нашей стороны, ни с российской.

Вот как нам описал ситуацию на западных российских рубежах экс-глава Интерпола РФ генерал в отставке Владимир Овчинский:

- Тут в течение всех последних лет положение продолжает оставаться неизменным: границу контролируют криминальные авторитеты. Директор Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов в начале года заявлял: «Я не знаю, кого назначить на Брянскую таможню. Нам достоверно известно, что ситуацию там пока контролируют воры в законе. Мы знаем их имена, фамилии, клички и где они живут. Безусловно, мы будем менять эту ситуацию, но пока люди не хотят на это место идти, понимая, что рискуют, и сознавая, что должны постоянно разрываться между страхом и совестью. Недавно то же самое было на Смоленской таможне…» Так вот: в Псковской области все, в общем, так же. И никаких изменений пока не заметно.

Цифра

С начала 2007 года погранохрана возбудила девять дел о взяточничестве. Задержано шесть собственных сотрудников. Впрочем, реальные масштабы «пограничной коррупции», по мнению специалистов, гораздо больше.


Написать комментарий