Оскар Кастенс: «Главный критерий – счастливые люди»

Фото A.F.I.
Фото A.F.I.
О новейших вестях с полей общественной интеграции «Час» беседует с главным интегратором страны Оскаром Кастенсом (ЛПП/ЛП).

Дело Йорданса

- Вы обратились в Генеральную прокуратуру по поводу действий прокурора Иевы Гаранчи, закрывшей дело неонациста Андриса Йорданса. Он, как известно, призывал уничтожить «нечеловеков» цыган и евреев…

- Я внимательно следил за развитием этой истории по публикациям в СМИ, в частности в вашей газете. Ко мне обратились возмущенные представители еврейской и цыганской общин, представленные в консультативном совете при моем секретариате. Они никак не могли понять, почему прокуратура не передала это дело в суд. Я лично посмотрел запись высказываний Йорданса в интернете, после чего обратился к генеральному прокурору Янису Майзитису с просьбой дать оценку действиям сотрудников его ведомства. Публичные заявления о том, что люди определенной национальности являются гангреной и подлежат уничтожению, в нашей стране недопустимы.

После обращения в Генпрокуратуру я собрал правоохранителей и экспертов. Они отметили сложности с экспертизой и отсутствие единого подхода – в разных законодательных актах «разжигающие» высказывания и поступки квалифицируются по-разному. Хромает уровень подготовки судей…

- …Но в случае Йорданса дело как раз не дошло до суда.

- Мы договорились создать рабочую группу по мониторингу судебной и досудебной практики по случаям разжигания межэтнической ненависти. А в этом деле я надеюсь на адекватную реакцию Генеральной прокуратуры.

- В какой срок г-н Майзитис должен вам ответить?

- Официального письма не было. Я обратился к Генеральному прокурору через СМИ. Думаю, что в генпрокуратуре следят за подобными новостями.

Зачем они приезжали

- В течение одной недели в Латвии были три высоких гостя – президент ПАСЕ Рене ван дер Линден, докладчик ООН по вопросам дискриминации Дуду Дьен и комиссар по правам человека Совета Европы Томас Хаммарбьерг. Вы встречались со всеми и слышали их слова об отсутствии прогресса в вопросе массового безгражданства и наличии в Латвии этнической дискриминации. Что означает столь плотный международный интерес к нашей стране?

- Каждый из этих господ – это отдельная песня. Г-на Дьена в первую очередь интересовало, насколько Латвия готова встретить вызовы глобализации – мультикультурную среду обитания и будущих мигрантов из стран Азии и Африки. Ван дер Линден акцентировал возможность голосования для неграждан. Мы ему объяснили, что немедленное изменение законодательства по гражданству противоречит политике Латвии со времени восстановления независимости и сведет на нет процесс натурализации.

- Этот процесс и так зашел в тупик. Вы не допускаете, что расширение прав неграждан может придать ему новый импульс?

- Я доверяю только цифрам. Если социологические опросы покажут реальность этого импульса, тогда поговорим… Думаю, что в ближайшее время можно обсудить отмену госпошлины при прохождении натурализации. Можно поднять вопросы автоматического наделения гражданством всех новорожденных и облегчения процедуры натурализации для пожилых – но это уже политические решения и требуют согласования с партнерами по коалиции. С учетом того, что сейчас происходит в коалиции, сегодня не самое лучшее время для проведения таких решений.

Интеграция: дубль два

- С конца сентября идет всенародное обсуждение документа, который называется Основные положения политики общественной интеграции на 2008 – 2018 годы…

- Главная цель предложенной концепции – формирование в Латвии гражданского общества, привлечение к принятию решений всех групп населения. Основные разломы в нашем обществе пролегли между городским и сельским населением, богатыми и малоимущими, плюс межэтническая напряженность. Новая концепция описывает, как должно выглядеть латвийское общество в 2018 году. Отдельные аспекты этой картинки послужат руководством к действию при планировании работы секретариата и сотрудничающих с ним сил гражданского общества. Мы разослали текст новой концепции по всем регионам страны.

- Основным пунктом критики программы интеграции, принятой в 1999 году, был ее фиктивно-демонстрационный – для отчета перед евро – структурами – и ассимиляционный – интеграция на основе латышского языка и ментальности – характер. Что-то изменилось?

- Не согласен с такой характеристикой первого этапа. Задача развития гражданского общества присутствовала с самого начала. В новой редакции в еще большей степени акцентируются общечеловеческие ценности: свобода и возможность самореализации для каждого. Не для одних латышей, а для всех общин Латвии. Вместе с тем я разделяю точку зрения, согласно которой для человека, реализовавшегося в профессии, общественной деятельности или семье, этническая принадлежность уходит на второй план. И наоборот – в случае неуспешности человек склонен выпячивать свою национальную принадлежность. Рост числа счастливых и успешных людей – вот главный показатель успешности нашей работы.

Я приглашаю всех, кому небезразлична проблематика общественной интеграции и гражданского общества, ознакомиться с новой концепцией на сайте www.integracija . gov.lv и до конца октября принять участие в ее обсуждении.

- В новой концепции значится продолжение работы по целевым программам поддержки ливов и цыган. Как насчет программы поддержки самого крупного нацменьшинства – русских?

- Мы планировали в следующем году запустить госпрограмму поддержки нацменьшинств, но, боюсь, после сокращения бюджета этот замысел придется на какое-то время отложить…

- Согласно утвержденному правительством проекту бюджета-2008 ваша структура получит 5,36 млн. латов, то есть на без малого два миллиона меньше, чем планировалось. Причем в следующих 2009-м и 2010-м вам отвели чуть больше 4 млн. латов. Идет демонтаж вашего ведомства?

- Идет борьба с инфляцией. Думаю, что последнюю названную вами цифру удастся пересмотреть.

13 пунктов из новой концепции интеграции

1. У всех общественных групп есть возможности и мотивация активно и плодотворно участвовать в принятии решений на всех уровнях государственного управления. Окончательно преодолена отчужденность населения от государственных и муниципальных структур.

2. Высокий уровень в латвийском обществе социального капитала – доверия, взаимоуважения и позитивного отношения.

3. Социальная ответственность людей и сознание своей роли в формировании общества, когда НГО выступают эффективным средством осуществления и защиты их интересов.

4. Выравниваются неблагоприятные региональные различия, уменьшается напряженность в обществе.

5. У соотечественников, проживающих за рубежом, есть возможность и мотивация активно участвовать в обсуждении вопросов, значимых для латвийского общества, сохранять латышский язык, культуру и традиции. Активная латышская община, действующая за пределами Латвии.

6. В Латвии созданы благоприятные социальные, экономические и правовые условия для реэмиграции, репатриации и полноценной жизни в латвийском обществе.

7. Законодательная среда выступает основой соблюдения прав человека в отношении иммигрантов, беженцев и лиц с альтернативным статусом (которым предоставлено временное убежище. – «Час» ). В соответствии с легальным статусом и собственным желанием этим лицам предоставляется возможность влиться в латвийское общество.

8. Высокий престиж латвийского гражданства и благоприятное отношение к получению гражданства сократили число неграждан.

9. Обеспечение уровня владения латышским языком, позволяющим всем жителям Латвии свободно им пользоваться как средством взаимного общения.

10. Разнообразие языков и культур коренных народов и этнических меньшинств признано богатством государства и общества.

11. Сократилась трещина между латышской и меньшинственными общинами, снизился уровень конфронтации между интерпретациями истории, опирающимися на различный исторический опыт.

12. Опираясь на свой опыт, Латвия активно участвует в формировании и осуществлении международной и европейской политики интеграции.

13. Политика общественной интеграции адекватно реагирует на новые вызовы.


Написать комментарий