Снова, как 15 лет назад

Оценку ситуации в правительстве Латвии дает известный политик Валдис Лаускис.

- Все очень просто: правительство должно уйти в отставку, и оно уйдет. Вся загвоздка в том, что во многом эта ситуация вытекает из неполучившегося диалога между премьер-министром Калвитисом и руководителем КNAB Лоскутовым. Такого допускать в принципе нельзя, это позор для политики и для государства. Поэтому я думаю, что голосования по вопросу Лоскутова может или вообще не быть, или, если оно будет, то только после того, как правительство уйдет в отставку. Если бы голосование было сегодня, для премьера это был бы недопустимый позор. Поэтому правительство должно принять бюджет, проголосовать еще по некоторым злободневным вопросам, в частности, утвердить на следующий срок президента Государственного банка – и функции закончились, они должны уйти. Получается так, что этого не понимает сам премьер Калвитис, но это уже начали понимать министры, и на сегодня это понимают не только партии, находящиеся в оппозиции – это и должно быть по определению, но и партии, которые находятся в позиции, в том числе и “Народная партия”, которая выдвинула Калвитиса. Это понимает Госконтроль, это понимает Генеральная прокуратура, это понимает президент государства. То есть круг замкнулся, и теперь правительству не остается ничего другого как уйти в отставку.

- Как, по Вашему представлению, это произойдет?

- Все уже произошло. Я хочу провести одну параллель: лет 6-7 назад социал-демократы в Латвии имели очень большой авторитет в обществе и первыми в государствах Балтии создали единую социал-демократическую партию. И в один момент посчитали, что все вопросы решены. Они представляли интересы левой политики, т.е., по определению программы, за них должны были голосовать люди, для которых важна пенсия, зарплата, получение медицинских услуг, образования. И вдруг внутри партии началась борьба за власть, определение, кто главнее – и общество сказало: “Спасибо, вы нам не нужны”. И социал-демократы потеряли все, что имели. Сегодня, я думаю, эту же глубочайшую ошибку повторили в первую очередь правящие партии, но в какой-то степени и партии оппозиции. Правящие партии – в том, что после выборов, получив ощутимые – 60-70 процентов голосов – результаты, которые позволяют руководить государством и принимать любые решения, они посчитали: год проработали, еще три года работать, никто никуда не денется. В какой-то степени подкачали и партии оппозиции, и я думаю, некоторые даже вступили в сговор – мол, дайте нам теплые места, и мы вас тревожить не будем. Из-за всего этого у нас создалась ситуация, когда появилась сумасшедшая разница, разрыв между обществом, людьми, которые живут своими ежедневными проблемами и хотят эти проблемы решить, и политиками, живущими для себя, в тепле и уюте. Получилось, что слуги народа стали хозяевами жизни.

- То, что люди сегодня собирают подписи за роспуск правительства, устраивают митинги – будет ли от этого какая-либо польза?

- То, что происходит сегодня, меня радует. Радует, что люди не говорят на кухне о том, что плохо, а вышли на улицу и сказали: “Вы знаете, фактически власть народа, а не ваша. Поэтому мы вас избрали, но мы вас и уберем”. Очевидно и то, что людей позвала не какая-то партия – ни одна из партий не нашла в себе силы стать лидером. В нормальном обществе если людям не нравится партия власти, они поддерживают какую-то партию оппозиции. Но в Латвии люди не верят ни одним, ни другим. Поэтому произошло то, что было 15 лет назад – фактически людей на улицу позвала творческая интеллигенция. И люди откликнулись, вышли. Только 15 лет назад, когда люди стояли плечом к плечу, говоря о своих нуждах и устремлениях, была сказана одна фраза, достаточно простая и понятная, чтобы быть услышанной всеми: “Мы хотим независимое государство!”. И вопрос был решен. Сегодня, когда творческая интеллигенция позвала людей на улицы, так однозначно уже не сформулируешь вопрос, для чего они вышли. Сегодня из кухни на публичное пространство перенесли свою активность представители как минимум двух категорий людей, и программные устремления у этих людей разные. Одна из этих групп – представители бизнеса, которые хорошо зарабатывают сами и платят зарплаты тем, кто работает у них. По логике эти люди не должны были бы быть на улице – у них все есть. Но они свои действия объясняют следующим образом: государство в лице политиков считает, что мы идиоты? Что они могут делать все, что угодно, а мы ничего не видим? Это понятие чести, собственного достоинства у людей, которые финансово самостоятельны. Они говорят: мы не собираемся допускать, чтобы кто-то считал нас идиотами. Как работодатели мы платим деньги своим подчиненным, и они выполняют то, что от них требуется. Если кто-то из них ошибается, мы имеем право уволить или простить. Если наш подчиненный каждый день грубо не выполняет свои обязанности, мы, конечно, его увольняем. Скажите вы, политики, чем вы отличаетесь от тех, кому мы платим деньги? Мы платим своим рабочим, но так же мы платим и вам, уважаемые политики, чтобы вы работали на своих постах. Если вы каждый день грубо нарушаете самое элементарное, почему вы считаете, что можете на своих постах оставаться?

- Какие конкретно претезии к правительству у этой группы населения?

- Претензий очень много. Один из моментов, переполнивших чашу терпения, – вопрос о руководителе KNAB структуры, которая борется с коррупцией. Претензия в том, как можно было необоснованно, без особых аргументаций убрать руководителя данной структуры господина Лоскутова.

- Кому он мешал?

- Дело даже не в том, какими конкретно министерствами или политиками было заведено расследование. Хотя в первую очередь дело в том, что в Латвии есть очень неприятная тенденция – слишком большое влияние на политику некоторых олигархов, и прежде всего, Лембергса и Шкеле. Лембергс серьезно под следствием, к Шкеле тоже очень много претензий по цифровому телевидению и т.д. Эти дела ведет KNAB. Но основное, из чего все это вытекает – года три-четыре назад не в Латвии, а Мировым банком было введено понятие “украденное государство”, которое предусматривает очень высокий уровень коррупции. И если уж Латвия вступила на путь демократии, правового государства, вступила в Европейский Союз и НАТО, то эти структуры говорят: “Пока вы жили сами по себе – как хотите, но если вы вместе с нами – будьте любезны, живите так же”. И опять же не у нас, а из-за пределов Латвии сказали: “А не хотели ли бы вы ввести у себя какую-либо организацию, которая хоть понемногу думала бы о том, чтобы снизить ваш уровень коррупции?”. Это пожелание, точнее, вполне серьезное указание, было услышано – и был введен в действие KNAB. Что произошло в течение этих 3-4 лет? Мы имеем то, что имеем, с уровнем коррупции, и на этом уровне правительство или один из правительства однажды говорит: “А вообще-то мы руководителя KNAB хотим снять”. Какой может быть нормальная, логическая реакция? Руководитель KNAB собирает дипломатический корпус и говорит, что хотел бы поделиться своим мнением. После этого выступает посол США в Латвии госпожа Бейли и говорит: “Мы в Америке тоже не ангелы, но у нас есть какие-то ценности, в которые входит и понятие правового государства. А у вас в Латвии где-то у моря сидит Лембергс, в поднебесье – Шкеле, и эти люди слишком большое внимание уделяют политике и вмешиваются в нее. Судьи получают указания, какое решение должно быть принято, адвокаты советуют судьям, как им поступать. И если вы и впредь хотите оставаться с нами друзьями – а мы очень хотим этого, – поработайте, пожалуйста, насчет правого государства”. И все это, что сказала, в том числе и между строк, госпожа Бейли, поняла творческая интеллигенция, но не понял тот же Калвитис. И он совершил глупую, сумасшедшую ошибку. После этого он должен, конечно, уйти.

- А что в этой ситуации может сделать президент?

- Первое, что ему будет необходимо сделать, – это после отставки правительства выслушать все предложения, с которыми выйдут политки, по составу новой возможной коалиции, нового правительства и нового руководителя правительства, т.е. ему будут предложены различные кандидатуры, чтобы он их рассмотрел, утвердил и вынес на голосование. Я думаю, что скорая смена правительства сегодня ясна абсолютно всем. Только один человек – Калвитис – готов работать и дальше, но в парламентском государстве это невозможно, т.к. правительство состоит не из одного человека, и сегодня это правительство недееспособно. Другое дело, что рассматривается вопрос о роспуске парламента. Это по конституции имеет право инициировать только президент. И если бы он это сделал, парламент был бы распущен, и народ поддержал бы президента. Но президент сказал, что не готов к такому шагу, т.к. может оказаться слишком много хаоса. И все же, несмотря на его желание или нежелание, уже неделю свою активность начали и продожают профсоюзы. Я был в Риге, на Домской площади – там находятся палатки, в них – нотариусы, около палаток стоят в очереди люди и подписываются, нотариально заверяя свои подписи, чтобы начать процедуру роспуска парламента.

- Известно, что в Риге сбор подписей идет очень активно, а как обстоит дело в других городах? Неужели никак?

- Не думаю. Я сам когда-то, будучи депутатом парламента, участвовал в инициировании и потом проведении референдума. Мы рассматривали вопрос о том, чтобы “Latvenergo” осталось в собственности государства. Мы это делали вместе с профосюзами и убедились, что если профсоюзы хотят, они обладают сильнейшим инструментом воздействия на данный процесс. Тогда, когда нам надо было набрать первые 10 тысяч голосов, только одни работающие в “Latvenergo” сразу выдали нам 9 тысяч нотариально заверенных подписей – без проблем, просто в результате спокойной работы профсоюзов. Поэтому видя, что сегодня профсоюзы не задействовали механизм работы с людьми на местах, я делаю вывод, что публичная акция, с которой они вышли, задумана в первую очередь как психологическое давление на политиков: мы не остановимся, вы видите, что мы начали, и процесс идет. Конечно, в эти дни я был также и у парламента. Поверьте, парламентарии сегодня очень плохо себя чувствуют. 15 лет назад парламент охраняли полицейские, и сегодня, 15 лет спустя, их опять много у здания парламента. Такого не было никогда раньше. И это свидетельствует о том, что профсоюзы на правильном пути.

- Вы категорически утверждаете, что правительство уйдет в отставку. А кто останется, какие партийные лидеры? Кого поддержат люди?

- Сегодня политикам не позавидуешь, потому что поднятия их авторитета в глазах людей не предвидится. Но если они избраны, они обязаны в любом случае работать отведенное им время. И они, надеюсь, попытаются найти хоть сколько-то симпатичных людей, которых можно привлечь со стороны и которым люди могут поверить. Но эти привлеченные люди будут в рамках данной коалиции. И неизвестно, сколько потребуется времени, чтобы оценить этих новых людей, их программу и их работу. Я думаю, в любом случае неизбежно еще пойдет спад в отношении народа к этим симпатичным людям, а сколько потребуется времени, чтобы поверить хотя бы кому-то из них, – вопрос открытый. Но в рамках этого процесса, когда у людей будет время для анализа, поверьте, профсоюзы свою работу продолжат. Политики будут чувствовать давление профсоюзов: “Или вы сегодня доказываете, что вы способны работать для народа, или завтра мы добьемся роспуска парламента”. Вот под таким жесточайшим давлением новое правительство, политики будут работать в ближайшее время.

Говорят, что лучше развиваться не с помощью революции, а с помощью эволюции. Я желаю, чтобы такая вот революционная ситуация, которая сегодня существует в Латвии, преобразилась таким образом, чтобы мы могли сказать, что этот урок, преподнесенный обществом политикам, пошел им впрок. Чтобы государство стало бы более правовым, и программы, принимаемые политиками, ориентировались бы не на самих политиков, а на общество.

Беседовала Ирэна ЦИМБАЛЕ.
Подготовила к печати ЕЛЕНА САНГУШКО.

06.11.2007 , 15:01

"Миллион"


Написать комментарий