Андрис Аргалис: «Проигравшие не могут смириться»

От форума “народников” ждут многого: объявления долгожданного имени кандидата-народника на пост премьер-министра, революционных заявлений, шумных демаршей и даже раскола. На вопросы “Часа” отвечает член правления Народной партии, вице-мэр Риги Андрис Аргалис.

В субботу в Валмиере состоится очередной съезд Народной партии

Не надо драматизировать

- Очередной съезд Народной партии проходит в напряженной политической атмосфере. Неужели действительно низы не хотят жить по-старому, а верхи не могут?

- Все не так драматично! В тех же США, считающих себя образцом демократии, в течение долгого времени 70 процентов населения полагают, что Сенат не работает. И что? Разве в США его распускают? Или меняют конституцию?

- Почему же у нас такой трагизм во всем?

- Партии, проигравшие на выборах Сейма, никак не могут смириться со сложившейся ситуацией и всячески ее драматизируют. А еще в Латвии много частных СМИ и у их владельцев разные интересы.

- Значит, для недовольства нет причин?

- Я этого не говорю. В жизни немалой части населения есть серьезные проблемы. Одна из них – маленькие пенсии и пособия. А социальная политика правительства не была настолько динамичной, чтобы эти люди не чувствовали себя обделенными. Но и нынешнее, и предыдущее правительство повышало зарплаты медикам и педагогам. Так что не думаю, что ситуация настолько драматична, как ее рисуют…

- А инфляция?

- Инфляция есть во всем мире, и в дальнейшем ожидаются еще большие потрясения – и в связи с энергоресурсами, и в связи с перегруппировкой рабочей силы. Сейчас в тех странах, которые недавно стали членами Евросоюза, происходит выравнивание цен.

Но есть еще одна проблема, наличие которой мало кто хочет признавать. Растет ли производительность и качество труда вместе с ростом зарплаты? Так, зарплата учителей в течение последних трех лет выросла на 50 процентов. Но стала ли отдача от их труда на 50 процентов больше?!

В чем ошибка Калвитиса?

- Наверное, вы не станете спорить с тем, что правительство Айгарса Калвитиса совершило ряд ошибок. Какую из них вы считаете самой серьезной?

- После выборов 9-го Сейма правящая коалиция чувствовала себя очень стабильно. И окрыленное этой стабильностью правительство хотело быстро решить целый ряд вопросов. Их надо было решать. Но в другом темпе, сначала подготовив общественное мнение.

Это касается и поправок к законам о госбезопасности. Не думаю, что от 81-й статьи Конституции, дающей правительству право во время каникул парламента принимать решения, имеющие силу законов, надо было отказываться. Но рассматривать поправки к законам о госбезопасности в соответствии с этой статьей не надо было. Возникало впечатление, что правительство штурмом решает неподготовленные вопросы.

Но в целом Кабинет министров Айгарса Калвитиса проделал большую работу, он привел в порядок многие вещи. И я говорю так не потому, что правительством руководил премьер-народник. Но общество своевременно не информировалось о решениях, которые готовит правительство, что создавало возможность для манипуляций.

Народники сильнее всех

- Народная партия всегда отличалась монолитностью. И вот за короткое время ваши ряды покинули два весьма популярных человека – бывший министр иностранных дел Артис Пабрикс и бывший министр по делам регионального развития и самоуправлений Айгарс Штокенбергс. Это начало раскола?

- Нет! Сейчас я не вижу в Латвии политической силы, которая была бы сильнее Народной партии. У нас есть группы поддержки во всех регионах, большинство во многих самоуправлениях. Народная партия победила на выборах 7-го, 8-го и 9-го Сеймов! Да, в 8-м Сейме “Новое время” математически получило больше мест. Но если мы говорим об уровне профессионализма, то все сразу становится ясно.

Что же касается Пабрикса и Штокенбергса, то каждый имеет право выбрать свой путь… Наверное, Штокенбергс не сумел в рамках Народной партии реализоваться так, как хотел. Не став президентом, он решил создать свою политическую силу. И стать, например, премьером. Артис Пабрикс, на мой взгляд, в душе близок к партии, он долго колебался под влиянием многих внешних сил и все же решился… Не секрет, что Пабрикс – “стипендиат” Фонда Сороса.

- Любой разговор о Народной партии всегда приходит к оценке влияния Андриса Шкеле на принимаемые партией решения…

- На съезде мы собираемся внести поправки в партийный устав. Очевидно, что бывшие руководители партии пользуются в среде своих коллег большим авторитетом. Заседания правления Народной партии и сейчас фактически являются открытыми – в них могут принимать участие все члены партии. Но недавно было принято решение, что бывшие председатели правления смогут участвовать в заседаниях с совещательным голосом. Тем самым у наших оппонентов отнимается аргумент, что, мол, Шкеле всем руководит. Шкеле будет сидеть за столом правления, и после заседания журналисты смогут задать ему вопросы.

Думаю, что это хорошее решение. Шкеле прекрасно знает финансовую и экономическую сферу. И если бы он захотел давать советы нашим соперникам, они бы его охотно слушали… А то явно чувствуется зависть – почему это он им что-то там советует!

Кто на новенького?

- На съезде Народной партии будет назван кандидат в премьеры?

- Кандидаты в премьеры изложат свои программы. Я не участвую в переговорах коалиции с “Новым временем” по формированию нового правительства. Но до персоналий дело еще не дошло. Переговоры продолжаются.

Трудно будет пригласить в правительство “Новое время”, если оно будет продолжать заявлять, что надо распустить Сейм… или менять нашу Конституцию – одну из лучших в Европе! – только потому, что какой-то из проигравших партий этого хочется.

- Народники могут войти в правительство, которое возглавит премьер из другой партии?

- Возможно все. Но новому правительству придется решать множество сложных вопросов, и оно не будет популярным. И премьеру из партии, представленной в Сейме небольшим количеством депутатов, будет достаточно сложно строить переговоры с партнерами по коалиции и мобилизовывать их. Проще будет премьеру, за которым в парламенте большая фракция.

- Сейчас много говорится о приглашении в правительство левой оппозиции – “Центра согласия”…

- Проблемы можно решать и таким образом. Но высказывания лидеров “Центра согласия” не свидетельствуют о том, что эта партия хочет работать в правительстве. На днях Янис Урбанович заявил, что мы приближаемся к роспуску Сейма.

- Возможно ли приглашение на пост премьера человека со стороны, неизвестного широкой публике?

- Мне этот вариант не кажется реальным. Следующего премьера ожидает тяжелая судьба. Инфляция будет расти, во всей Европе очень сложная ситуация с энергоресурсами, в мире растут цены на продукты, в особенности на молочные. Так что главу правительства ждут сплошные сложности. Если это будет молодой человек, карьера у него будет испорчена. А пожилого человека после премьерства надо будет отправлять на пенсию досрочно!

Все будет по-деловому

- Значит, на съезде раскола не ожидается?

- Уверен, что нет. Съезд будет деловым и спокойным. Народной партии уже приходилось переживать периоды горения страстей, разожженных СМИ… Но в Народной партии собрались логично мыслящие, не тяготеющие к популизму люди. Иногда мне кажется, что мы, Народная партия, теряем очки в публичном пространстве, потому что не блефуем. Мы всегда говорим то, что есть. Если ситуация сложная, мы прямо говорим, что она сложная.

Кризиса в Народной партии нет, как бы этого кому-то не хотелось. А те, кто выбрал для себя другой путь, что ж… пусть им повезет.


Написать комментарий