Какой страны я инвалид?

Юрий Романовский – гражданин Латвии, ногу он потерял вследствие травмы, полученной в Советской армии. Долго он ходил по многим инстанциям и понял, что помощи ждать не приходится, потому что инвалид сегодня никакой стране не нужен.

Всю жизнь Юрий Романовский прожил в Даугавпилсе. Он еще помнит, как отец на лошади возил питание в военный городок. Потом вырос, окончил автошколу от военкомата и, как многие парни 1970-х, пошел служить в армию. Вроде бы судьба складывалась удачно: служба проходила в санаторном комплексе министерства обороны в Крыму. Однако травма вывела из строя рядового Романовского, ему ампутировали большой палец ноги и отправили домой в отпуск полечиться. Потом он вернулся и кое-как дослужил до демобилизации.

Как рассказывает Юрий Брониславович, на гражданке он легко мог устроиться работать водителем, но пришлось идти на инвалидность и работать аккумуляторщиком на известном в то время заводе приводных цепей.

- Когда я женился и у нас родилось двое детей, мне как инвалиду дали трехкомнатную квартиру, причем в центре города, телефон без очереди бесплатно поставили, а ведь тогда люди по 20 лет ждали установки телефона, – с теплотой вспоминает прошлое Романовский. – “Запорожец” дали с ручным управлением, а в отпуск можно было ехать бесплатно по всему Союзу – хоть на Дальний Восток.

Однако здоровье становилось все хуже, на ноге делали операцию за операцией – 13 раз он лежал на столе хирурга, пока в 1993 году доктор не сказал: "Или живи без ноги, или умирай с ногой. После ампутации Юрий ушел на пенсию по инвалидности. Безрадостна жизнь инвалида на пенсию в 94 лата.

- Сосед пьяным попал под трамвай – так у него пенсия на 5 латов больше, чем у меня, – рассуждает Юрий Брониславович.

И трехкомнатная квартира не радует, а стала тяжелым бременем – платить за нее приходится очень дорого. И на меньшую не поменяешь: сын Юрия – инвалид с детства, мальчиком катался на велосипеде и его сбила машина. И жена инвалид второй группы – рассеянный склероз.

Из всех льгот – только проезд на городском транспорте вполовину дешевле, говорит Романовский. В Ригу, когда надо ехать протез заказывать, а потом забирать, за билет приходится платить полностью. Спасибо хоть протез бесплатный. А вот визит к врачу за полную цену. И лекарства себе и жене тоже разорительны.

- В этом году хоть страховку дали на 50 латов, – грустно улыбается читатель. – Так я добавил и зуб сделал, хоть в гробу буду прилично выглядеть.

И такие мысли не кокетство, хотя ему только 56 лет. Просто очень тяжело жить.

Услышал Юрий Брониславович, что Путин всем военным инвалидам обещал выплаты, и пошел просить помощи в Российском консульстве в Даугавпилсе. Получил в прошлом году 30 долларов, в этом, говорит, уже не обещали. Хотел получить льготы и, может, прибавку как инвалид Советской армии, так ему сказали, что это существенно только для офицеров – у них зарплата больше.

- Так мне и сказали: ты кто был – рядовой? А рядовой сколько получал – 3 рубля? Вот тебе пересчитают и, может, 20 сантимов добавят, – говорит Романовский. – Вот если бы ты был гражданином России…

Когда впервые о смене гражданства зашел разговор, Юрий Брониславович испугался: а вдруг он откажется от латвийского гражданства и его выгонят из страны? А он же родился здесь…

- Я сходил даже к юристу, который работает по правам человека, заплатил ему 15 латов за то, что он объяснил, что мне ничего не высудить, ничего мне не положено по законам обеих стран.

Так чей же я инвалид, какой страны? – спрашивает житель Даугавпилса. – У кого мне просить помощи?

И нет ему ответа…

Татьяна АНДРИАНОВА


Написать комментарий