Чтобы попасть в долговую яму, стань гарантом… у друга

Нам, весьма мимолетно знакомым с восточной культурой, неведомо, что китайцы имели в виду, говоря: "Не дай тебе Бог жить в эпоху перемен". Но то, что они были правы в своих опасениях, очевидно. Мы, вот уже скоро два десятка лет кувыркающиеся в этих самых переменах, уже поняли, что главная проблема заключается в том, что правила внешней, окружающей жизни резко изменились, а большинство наших внутренних, психологических, нравственных установок остались прежними.

Это отсутствие равновесия, гармонии внешнего и внутреннего приводит к трагедиям и драмам, которыми изобилует нынешняя жизнь общества. Самое печальное, что чаще всего в тяжелых ситуациях или в откровенно дурацком положении оказываются приличные люди, живущие по своим внутренним законам порядочности и справедливости, то есть в диссонансе с предлагаемыми жизненными обстоятельствами. За такую “вольность” они и расплачиваются, кто – собственным здоровьем, а кто – звонкой монетой.

Именно о таком “денежном деле” рассказал мне на днях давний знакомый. Он как раз из категории тех людей, которых наша переменившаяся жизнь бьет очень жестоко, хотя и безуспешно – после очередного нокдауна человек опять выпрямляется и продолжает поединок. Но на этот раз его соперник-жизнь провела явно запрещенный удар.

Рассказанная история началась еще в 1995 году (в скобках замечу, что по понятным причинам здесь изменены имена).

- Помнишь, сколько народу рвануло в бизнес, когда это уже было разрешено? – начал свое повествование Андрей. – Один из моих хороших знакомых предложил “раскрутить” интересную идею. Для ее реализации и создания бизнеса нужны были деньги, по тем временам немалые – 10 тысяч латов. Парень попросил меня выступить гарантом в банке. Я, в свою очередь, нашел еще одного поручителя – им стала жена моего давнего друга Илона. С этой семейной парой меня связывали прочные, надежные узы дружбы, проверенные временем и всякими трудностями. К тому же Илона работала в банке, и я полагался на ее компетентность. Вот так мы вдвоем и стали поручителями. Разумеется, в середине 90-х мы знать не знали о страховании заемщика и о некоторых других услугах, да их еще и не было. Ну стали гарантами и стали. Последующие несколько лет я был за пределами Даугавпилса и почти забыл о своем поручительстве. Однако спустя время Илона сообщила мне, что у нашего заемщика возникли проблемы с выплатами по кредиту, но она, как работник банка, во избежание неприятностей, из собственных средств оплачивала кредитные обязательства того парня. Я, помня о том, что просил своих друзей стать гарантами, конечно, вернул ей все, что она потратила, так как мой приятель, в свою очередь, обещал мне возместить ущерб. Обещание осталось неисполненным – парень погиб в автомобильной аварии. Банк, видимо, узнав о подобной ситуации, попытался вернуть свои деньги, обратившись к ближайшим родственникам, но они оказались неплатежеспособными. Дело дошло до суда и тянулось долго. И, наконец, в декабре прошлого года на имя Илоны пришла строгая бумага из суда – иск на погашение кредита банку и судебных издержек. За это время набежало с процентами 14 тысяч латов. Разумеется, женщина поставила в известность меня. Ситуация критическая, денег таких нет, так как мне за это время не удалось пополнить собой ряды латвийских олигархов.

Нам предстояло написать заявление в банк и просить с учетом печальных событий снизить нам, гарантам, сумму выплат. Я, абсолютно уверенный в том, что Илона знает, как нужно составлять такие заявления, попросил ее это сделать за нас обоих, на что она согласилась.
Заявление было составлено. Затем банк пошел нам навстречу и снизил сумму выплат до 7 тысяч, правда, деньги нужно было внести в течение месяца. Об этом мне сообщила Илона, и я кинулся собирать деньги. Напряг друзей, залез в долги, но нужную сумму собрал и принес жене друга. Она деньги взяла и через пару дней “отчиталась”: мол, деньги внесены, вопрос решен, беспокоиться больше не о чем. Не скрою, я вздохнул с облегчением – хоть эта проблема отпала накануне Нового года. Представь мое удивление, когда мне на работу на днях тоже пришел исполнительный лист уже на 8 тысяч латов. Я в полном недоумении звоню Илоне и слышу такой спокойный голос, говорящий мне что-то вроде: “Ну что тут страшного? Будешь понемногу платить из зарплаты”.

Я начинаю выяснять уже в банке, было ли заявление от нас, как от поручителей, о снижении сумма долга? “Было”, – поясняют мне сотрудники банка, но не от двоих, а от одной Илоны, и банк пошел ей навстречу, поэтому к ней никаких претензий. Претензии – только ко мне.

- Нет, я не собирался навешивать половину долга на Илону и все бы выплатил сам, – продолжал Андрей, – но зачем было меня так обманывать да еще и вгонять в более глубокую долговую яму? Ведь если бы заявление было подготовлено от нас двоих, то, скорее всего, сумма была бы не 15 тысяч в общей сложности, а несколько меньше. А тут получается, что меня в этой ситуации со всех сторон наказали: родственники погибшего сразу заявили, что они ни при чем, близкие друзья, испугались, что я как-то переиграю свои обязательства как гарант и предложу им разделить финансовое бремя. Мне хотелось разъяснений, и я пришел к друзьям, чтобы лично задать Илоне несколько вопросов. В ответ услышал, что никаких 7 тысяч она от меня не получала, внесла в банк свои сбережения, а у меня, мол, нет ни расписки, ни свидетелей, видевших передачу этих денег. И ведь действительно – нет. Мне бы и в голову не пришло требовать расписку у жены лучшего друга. По мне, так это просто оскорбить человека ни за что ни про что. Но самое противное, что она и своему мужу не призналась в том, что я собрал ей эти 7 тысяч.

Вот такая история о дружбе и товарищеской взаимовыручке.

Мы со своей стороны не будем комментировать эту ситуацию, заметим лишь, что правило “не рой другому яму”, сегодня актуально как никогда и сотворенное зло, как впрочем, и добро, всегда возвращается создателю усиленное многократно.

А вот что об ответственности гаранта мы узнали от специалиста кредитного отдела одного из банков.

Во-первых, тот, кто выступает гарантом заемщика, несет перед банком полную ответственность за выплату кредита. Любой уважающий себя банк, прежде чем предоставить заем, тщательно проверит платежеспособность и заемщика, и гаранта. Одно из условий предоставления кредита – общая сумма расходов заемщика и гаранта по оплате кредита не должна превышать 40 процентов от зарплаты.
Для надежности предлагается оформить страхование жизни кредитополучателя. Если же все-таки возникли проблемы с возвратом денег у заемщика, то гаранту может быть удлинен срок выплат, или сокращен размер платежа, или предложены кредитные каникулы. Однако все эти разные формы облегчения кредитного бремени предполагают дифференцированный и строго индивидуальный подход к каждому клиенту, будь то заемщик кредита или его гарант.

А всем нам, с азартным огоньком в глазах взирающим на красивую рекламу, где деньги приносят на подносе как комплексный обед, надо все-таки пыл немножко умерить и включить здравый смысл. Это очень не помешает, чтобы понять – банк не богадельня. И если мы не планируем свалиться в долговую яму с риском свернуть себе шею, потерять верных друзей, обречь свих детей на годы строжайшей экономии, то надо в срочном порядке освободиться от наивности и в некоторых случаях – от альтруизма. Уж слишком дорого они обходятся приличным людям.

Альбина ДАВЫДЕНКО

27.03.2008 , 14:08

"Сейчас"


Написать комментарий