От мужа-тирана спасали соцработники

В 41 год Аля более трех лет не выходит из дома, у нее нет зубов, она почти не ходит и еле разговаривает. Ее тело - один большой след от безжалостных побоев. А довел ее до такого состояния собственный супруг, который, по словам Алиной родственницы, "уже двадцать лет как издевается над женой".

Эта женщина – не героиня вымышленной слезной телемелодрамы или какой-то криминальной сводки, а обыкновенная жительница типовой даугавпилсской многоэтажки. О постоянных жесточайших издевательствах над Алей со стороны ее мужа Алексея знали все соседи, но, как у нас водится, все молчали. Спасти женщину от верной гибели и вызволить ее из-под господства мужа-тирана удалось благодаря оперативным действиям двоюродной сестры Али, Елены, приехавшей из дальнего зарубежья, и сотрудников Отдела по оказанию социальных услуг совершеннолетним персонам Даугавпилсского управления социальных дел.

Они и рассказали нам страшную историю Алиной судьбы (сама женщина сейчас находится в состоянии полной неадекватности, и пройдет, очевидно, еще много времени, прежде чем она сама сможет рассказать о своей жизни). Причем страшно не только за эту покалеченную женщину, но и за глухое равнодушие окружающих, которое, к сожалению, в трудный момент может испытать каждый из нас…

ВСЕ ВИДЕЛИ, НО МОЛЧАЛИ

О том, что в Даугавпилсе живет ее двоюродная сестра Аля, Елена знала всегда, но огромные расстояния между странами и прочие жизненные обстоятельства взяли свое, и женщины не виделись около двух десятков лет. Приехать в Даугавпилс навестить родственницу Елену заставили тревожные звонки от общих дальних знакомых. Те говорили, что муж якобы частенько избивает Алю и надо бы выяснить, в чем дело.

Вместо приветствий и радости по случаю ее приезда Елена натолкнулась на холодность и грубость со стороны супруга ее сестры Алексея. “Уезжай туда, откуда приехала”, – заявил тот с порога, даже не впустив в дом. Увидеться с родственницей Елене тоже не позволили, и после еще нескольких тщетных попыток лично узнать причины недоброжелательности Алексея она решила обратиться в полицию. Стражи порядка обещали разобраться и перезвонить. Но время шло, а звонка от них так и не было. По совету знакомых Елена отправилась в Управление социальных дел.

Руководитель Отдела по оказанию социальных услуг совершеннолетним персонам Сильвия Черенко незамедлительно связалась с полицией и дала задание социальным работникам Регине Юхневич и Людмиле Плаксенковой проверить подозрения Елены о возможном насилии в семье.

Соцработники выехали совместно с участковым полицейским по названному Еленой адресу, но дверь в заявленную квартиру им никто не открыл. Алексей был на работе, а Аля, очевидно, не хотела или не могла впустить нежданных гостей. Тогда сотрудники Управления соцдел решили побеседовать с соседями. Самые страшные опасения подтвердились. Жильцы этого подъезда, как оказалось, неоднократно, на протяжении нескольких лет, слышали крики и ругань, доносящиеся из квартиры Алексея и Али. Последнюю, правда, давно никто не видел.
Одна соседка только вспомнила, как примерно год назад супруг по приезду из больницы тащил Алю волоком по подъезду домой, – рассказывает об услышанном соцработник Р.Юхневич, – но никто (!) никогда не посчитал своим долгом сообщить нам или в полицию об очевидном факте насилия в семье. Безразличие нашего общества в таких случаях просто поражает!

Кроме соседей, о систематических издевательствах над 41-летней женщиной никто и не знал. Когда Регина Юхневич позвонила на место работы Алексея, там мужчине дали вполне положительную характеристику и искренне удивились, что им интересуется социальная служба. Тем не менее руководство согласилось отпустить своего сотрудника на час домой, чтобы он открыл двери своей квартиры работникам полиции и Елене.

“САМА УДАРИЛАСЬ ОБ ХОЛОДИЛЬНИК"

Увиденное в квартире потрясло. Вот, как описала в разговоре с корреспондентом газеты “СейЧас” состояние Али ее двоюродная сестра Елена:
- Вы не представляете, как ее за эти двадцать лет муж “затюкал”! Она стала, как растение, полный неадекват, а ведь закончила школу с золотой медалью. Ей всего 41 год, а она еле ходит и почти не разговаривает. У нее нет ни одного зуба! При слове “муж” ее начинает трясти, а свое искалеченное тело она объясняет тем, что “сама упала” или “ударилась об холодильник”.

Даже фотография в паспорте четырехлетней давности, которую корреспонденту продемонстрировали социальные работники, явно говорит о побоях, которым уже тогда подвергалась эта женщина. Распухший нос “картошкой” явно был неоднократно сломан, а нечеткие и словно “расплывшиеся” черты лица – вероятнее всего, результат “щедрых” тумаков со стороны обидчика-супруга.

Словом, насилие и бездушное издевательство над женщиной – налицо, только вот что делать дальше? Заявление от Елены сотрудники полиции не принимают. Сама Аля просто не в состоянии его написать: настолько она запугана и буквально забита.

Женщину из мужниной квартиры на “Скорой” отвезли в больницу, где ее вспомнили: больше года назад Аля лежала здесь с черепно-мозговой травмой. По словам медсестер, ее навещал муж, но даже в больничной палате был с ней вопиюще груб, не стеснялся примененять кулаки в общении с супругой.

Теперь Аля находится в реабилитационном учреждении, где, по словам Елены, чувствует себя просто замечательно. С неописуемым удовольствием и восторгом Аля ест кашу и жадно запихивает в рот хлеб. Посему у социальных работников есть серьезные сомнения в том, что дома женщина получала нормальную пищу…

- Выйти на работу она в ближайшем будущем явно не сможет, настолько она слаба физически и неадекватна психологически, – говорит Сильвия Черенко. – Мы попробуем оформить ей группу инвалидности, чтобы были хоть какие-то средства к существованию.
Близких родственников у Али здесь нет. Дети у супружеской пары за все два десятка совместной жизни тоже так и не родились. Заботиться о ней, кроме соцработников, фактически некому.

НАДЕЖДА ТОЛЬКО НА СОЦРАБОТНИКОВ

Двоюродная сестра Али Елена перед отъездом домой пообщалась с корреспондентом газеты “СейЧас” и выразила уверенность в том, что спасла родственницу от гибели:
- Если бы я не приехала, она бы так и умерла в этой квартире – или от голода, или от травм. Жаль, что я не могла приехать раньше, но хорошо, что до меня вообще дошли сведения об этих издевательствах над Алей. А вообще, я в шоке от поведения соседей, которые наблюдали все это годами, но никто не решился сообщить об этом нещадном насилии над человеком в правоохранительные органы! Ни в одной цивилизованной стране такого бы не допустили.

К сожалению, мне надо возвращаться домой, и я ничем больше не смогу помочь Але. Она гражданка Латвии, так что ее теперь должны опекать социальные службы этой страны, на них я только и надеюсь. Я сделала все, что смогла.

Говоря о нынешнем состоянии Али (прошло около недели с момента “изъятия” ее из “заключения”), Елена сказала, что “улучшения самые минимальные и понадобится еще много времени, чтобы она пришла в себя, ведь эти издевательства длились около двадцати лет”.

Безусловно, это изуродованная жизнь. Можно сколько угодно обвинять Алю в том, что она допустила такое отношение к себе, но нельзя также забывать о том, что есть по своей природе слабые и сильные люди, есть замкнутые и открытые. Слабые порой попадают в буквальную зависимость от сильных и не могут противостоять их диктаторским замашкам без посторонней помощи. Вероятно, это именно такой случай. И очень жаль, что социальные службы получили сигнал о бедствии только тогда, когда из человека уже “выбили” все человеческое, сделав из еще сравнительно молодой женщины беззащитное и пассивное растение.

Хочется верить, что следующий этап жизни Али будет куда более спокойным и миролюбивым, чем предыдущие двадцать лет супружества, и, может быть, когда-нибудь она восстановится от полученных ею глубочайших душевных травм.

Но ясно одно – наше общество совершенно определенно нуждается в моральном взрослении и укреплении в нем чувства ответственности за происходящее вокруг. О подобном просто нельзя молчать! К действиям призывает горожан и руководитель Отдела по оказанию социальных услуг совершеннолетним персонам Сильвия Черенко:

- Если вы стали свидетелем насилия в семье, пожалуйста, проявите человеческое сострадание и участие, поставьте в известность наших соцработников об известных вам фактах издевательства над людьми! Телефон нашего отдела – 65440931.

P.S. Имена пострадавшей и ее родственников изменены по этическим соображениям.

21.08.2008 , 15:49

"Сейчас"


Написать комментарий