Вот такой сюрприз!

Первый январский день 2009 года встретил всех нас новыми ценниками в магазинах. Ощутимую часть населения нашей маленькой страны составляют продавцы. Остальные граждане и неграждане – покупатели, в том числе и мы с вами. Правительство Латвии, стараясь выкрутиться из грянувшего кризиса, в срочном порядке, под покровом ночи, приняло стабилизационный план, предусматривающий сокращение расходов, изменения в госбюджете и в налоговой системе. Кредитных денег без такого плана стране не получить, а без них – никуда.

“Правительство, вводя в срочном порядке повышенную ставку НДС, меньше всего думало о тех, кто столкнется с огромными трудностями в праздничные дни – о торговцах”.

По мнению власть имущих, заработать несколько десятков нелишних миллионов проще всего, повысив с 1 января 2009-го года на 3% ставку налога на добавленную стоимость, а заодно отменив пониженную ставку для целой группы товаров. Предусмотрено: вместо сниженной ставки НДС в размере 5% ввести 10%-ю. При этом сфера применения пониженной ставки НДС будет распространяться только на поставки медикаментов, специального питания для младенцев, поставку теплоэнергии и электроэнергии, а также внутриобщественный транспорт. Рост ставки НДС с 18% до 21% отразился на подорожании продуктов на 1–1,5%. Для закаленного предыдущими скачками цен латвийского покупателя такой мизер на фоне подорожания на 43% хлеба или 33%-го увеличения цены на молоко в недавнем прошлом выглядит как-то несерьезно – одним процентом нас не напугаешь! Говорят, как встретишь Новый год, так его и проведешь. И вот тут-то народ обидели душевно, можно сказать, за живое задели. Зачем было в первые часы 2009-го цены взращивать? К тому же луна в рост идет в эти дни. Нерадостный получается прогноз.

Вот и президент Латвийской ассоциации торговцев Хенрик Данусевич сетовал в одном из интервью: “Правительство, вводя в срочном порядке повышенную ставку НДС, меньше всего думало о тех, кто столкнется с огромными трудностями в праздничные дни – о торговцах. Изменения в законе об НДС вступили в силу, и теперь, в течение двух рабочих дней, которые остались до Нового года – 29 и 30 декабря, – мы должны перепрограммировать 67 тыс. кассовых аппаратов по всей Латвии”. После совещаний торговцев со Службой госдоходов и с фирмами, обслуживающими кассовые аппараты, по прогнозам того же Данусевича выходило, что “самая близкая дата, когда мы можем завершить перестройку кассовых аппаратов – это примерно 20 января. Мы должны изменить бухгалтерские программы, и в ночь с 31 декабря на 1 января поменять цены в магазинах. Это практически нереально”. Но, несмотря на заявленные трудности, правительственная “нереальная сказка” утром 1 января все-таки стала былью. Расходы на ее воплощение в жизнь для торговцев составили около 6 реальных млн. латов.

Еще Х.Данусевич огорчался отношением правительства к людям: “Такие переходы не проводятся в такое святое время – в Рождество и Новый год, когда люди должны отдыхать и наслаждаться семейным уютом”. Вероятно, каждый нормальный человек с этим согласен.
Вопросы представителям городской торговли издание “СейЧас” поспешило задать 2 января. И надо сказать, что большинство из тех, кому они задавались, отвечали на них чересчур кратко и без особой охоты. Оно и понятно, одно из проявлений экономического кризиса – безработица. Скажешь лишнее – и… В общем, незаменимых у нас по-прежнему нет.

Елена Медведева, директор гипермаркета RIMI, сказала:
– Магазин открылся первого января в 12 часов. Цены к этому времени уже были изменены. Программу кассовых аппаратов меняли операторы в Риге. Это большая система. У нас соблюдаются все социальные гарантии. Если есть необходимость, люди будут работать и ночью. Сверхурочные часы оплачиваются.

Ольга Григорьева, ассистент директора гипермаркета RIMI дополнила:
– Продавцы вышли на работу с 6 утра первого января. У нас 140 продавцов. 31 декабря был большой наплыв покупателей в связи с предпраздничным днем. Работал почти весь штат. Понятно, что люди устали. После тяжелой смены хотелось расслабиться, посидеть за праздничным столом. Если рано утром на работу, лишний бокал с шампанским не поднимешь. Да и спать лучше было лечь пораньше.

Силвия, специалист по товарам (RIMI):
– Первого января по текущему графику у меня должен был быть выходной, но пришлось выходить на работу, менять ценники. Цены повысились не особо – на каждые 60-70 сантимов примерно 2-3 сантима сверху.

Светлана, директор Mego, пояснила:
– Мы открылись первого января в 10 часов утра. Все изменения цен шли в процессе работы. У нас ассортимент не очень большой. Все ценники были сняты с полок. Покупатели подходили к кассам, на которые уже была введена новая программа. Цены шли новые – поступили из офиса в Риге утром 1 января. Продавцы постепенно заменили цены на полках. В общем, мы справились. А справится ли покупатель с постоянно растущими ценами, утверждать не берусь, – заключила директор. И вслед мне спросила: “А зачем вы будете об этом писать? Какой смысл, разве что-то от статьи может измениться?” – Я ответила, что лучше говорить и писать, чем молчать или бояться проронить лишнее слово.

Пожалуй, красноречивее всего о трудностях выполнения спущенного сверху решения говорили полки в магазине Drogas. Кое-где новые ценники присутствовали, но в основном 2 января под представленным разнообразным товаром зияли пустые “глазницы” – за уточнением цены покупатели направлялись к кассиру. Конечно, косметика и парфюм – это не хлеб насущный. Вот что сказал Андрис Пилянс, директор Drogas:
– Магазин открылся 2 января в 10.00. Продавцы начали менять ценники с 9.00. К концу дня постараемся сделать половину. К субботе все ценники в зале будут изменены. У нас многие продавцы болеют, в ином случае могли бы справиться быстрее.

А вот как ответила мне в телефонном разговоре Зане Эниня, менеджер Marketing&PR (Рига) в Латвии:
– В целом все прошло, как и планировалось. Никогда еще в истории сети RIMI не было таких больших технических программных изменений в столь краткие сроки. Наши специалисты не спали всю новогоднюю ночь – сидели за компьютерами. До открытия магазинов все было готово. Программу изменили.

Сложнее было в самих магазинах. Ведь продавцам надо было поменять все ценники. В небольших магазинах это сделать проще. Но в гипермаркетах, таких как Solo в Даугавпилсе, где 40 тыс. наименований товаров, – это сложнее. Но у нас было какое-то время на подготовку. Заранее разослали все прайс–листы, чтобы облегчить предстоящую работу на местах. Декабрь в торговле считается сложным месяцем.

В связи с зимними праздниками очень много покупателей, а 31 декабря особенно. Людям, работающим в торговле, тоже хотелось отдохнуть. Вполне можно было произвести эти изменения 1 февраля, когда будет меняться акциз на кофе, алкоголь, безалкогольные напитки. Изменения в законе об акцизном налоге предусматривают повышение его ставки на алкогольные напитки, а также кофе (с 50 до 100 латов за 100 килограммов) и безалкогольные напитки (с 2 до 4 латов за 100 литров). В Даугавпилсе много наших магазинов. Сейчас вот думаем, что предпринять, чтобы уровень цен на акцизные товары не изменился. В вашем городе очень высокий показатель продажи акцизных товаров, – заключила Эниня.

P.S. Повышение акцизного налога было обязательством, которое Латвия приняла перед Европой. Повышение в 2009 году позволит нам выйти на общеевропейский минимум цен на табачные изделия. Однако для отечественных курильщиков такой европейский минимум обернется расточительным для бюджета максимумом. В выигрыше останутся разве что цыгане, по–прежнему бойко торгующие табачком на улице. Латвийская Республика собирается изменить акциз в два этапа, чтобы сделать его менее болезненным. Эстония изменила налог сразу. Поэтому пока эстонцы едут к нам за сигаретами.

По данным Центра статистического управления, за прошедший 2008 год оборот розничной торговли уменьшился в Латвии на 7,3%, продовольствия – на 7,6%.

Х.Данусевич отверг предположение о том, что торговцы могут использовать увеличение ставки НДС для установления неадекватно высоких цен. “В нынешней экономической ситуации это невозможно – торговцы, наоборот, для сохранения спроса все чаще продают товары со скидками”.

Мы уже привыкли изучать ценники и проводить настоящий сравнительный анализ. Хочешь сэкономить – одним магазином не обойдешься: где-то дешевле сыр, а где-то сметана. Замечено, что латвийцы перестали запасать продукты на черный день. Кризис он, конечно, кризис, но товары из магазинов никуда не денутся, как и акции на них. Другое дело, что жители все больше склоняются в пользу домашней еды, отказываясь от посещения кафе. Об этом свидетельствует раскупаемое в больших количествах растительное масло, маргарин, овощи, макароны, рис… Может, государство хитроумно использует кризис, чтобы посадить всех за домашний стол – возродить, так сказать, подзабытые семейные традиции?

Жанна ЧАЙКИНА

08.01.2009 , 16:18

"Сейчас"


Написать комментарий