В смерти всё чаще винят врачей 1

Газета "СейЧас" побывала на очередном заседании совета городских общественных организаций Varavīksne, на которое были приглашены руководитель отдела ЗАГС Ирена Фолкмане и член Сиротского суда Инара Маркович. Они рассказали о населении города все – с момента рождения и до самой смерти.

Статистика, которую презентовала  Ирена Фолкмане, руководитель Даугавпилсского ЗАГСа (или отдела записи актов гражданского состояния), показалась руководителям общественных организаций особенно занятной, ведь в этих цифрах – вся жизнь даугавпилчан, все ее последние тенденции и отличительные черты за десятки лет. А опыт Ирены Фолкмане на этой должности позволяет ей комментировать каждую цифру историей из жизни, что делает ее рассказ особенно интересным и увлекательным. Так что круглый стол с участием Ирены Фолкмане и Инары Маркович превратился в час дружеского общения и рассуждения о жизни даугавпилчан.

Работа Ирены Фолкмане и других работников ЗАГСа, безусловно, проходит в очень разной атмосфере: люди приходят сюда, чтобы зарегистрировать самые радостные моменты в своей жизни: сочетание узами брака и рождение малышей, но здесь же получают и последний документ – свидетельство о смерти – своих самых близких людей. И такие грустные моменты в последние 20 лет, как правило, доминируют над светлыми: в городе из года в год умирает больше людей, чем рождается. Два десятилетия назад, в 1989 году, в Даугавпилсе было зарегистрировано 2043 новорожденных, а в прошедшем 2008-м – только 1049. При этом за прошлый год в Даугавпилсе умер 1431 человек. А ведь 2008 год был еще относительно хорош по рождаемости: в 2007 году в нашем городе не родилось и тысячи новых жителей.

Из 1431 умершего в прошлом году горожанина больше всего – 518 человек – ушли из жизни по причине сердечно-сосудистых заболеваний. На втором месте стоит онкология. И только у 68 человек в заключении о смерти было написано “старость”. Ирена Фолкмане призналась, что работникам ЗАГСа очень сложно переживать вместе со своими клиентами утрату их близких. И все чаще от людей, выбирающих свидетельство о смерти, приходится слышать упреки в адрес наших медиков. Не помогли, не вылечили, не успели – то и дело звучит в адрес людей в белых халатах.
Что касается новорожденных даугавпилчан, то тенденцией последнего времени можно назвать детей, родившихся вне брака. Причем процент таких деток с каждым годом растет, и Ирена Фолкмане прогнозирует, что такое положение вещей в будущем сохранится. Так, из родившихся в прошлом году 1049 деток 309 родились вне брака, но их папы признали свое отцовство (в основном добровольно, но 9 из них – по решению суда). У 84 новорожденных в графе “отец” стоит прочерк.

Как рассказывает Ирена Фолкмане, новорожденных мальчиков в нашем городе не первый год чаще всего называют Артемами, Максимами и Александрами. Среди имен девочек в прошлом году самыми популярными стали Анастасия (27), Виктория (24) и Дарья (23). Родители некоторых малышей проявляют творческий подход в выборе имени для своего чада. Так, в прошлом году были зарегистрированы мальчики: Ширвоний, Бруклин, Касиусс, Яромир и Итам, а также девочки: Илмира, Ерия, Эринга, Юрана и Флорентина.

За прошлый год в Даугавпилсе было зарегистрировано 656 браков, 152 из которых – в церкви. Но создание новых ячеек общества каждый год практически уравновешивается количеством расторгнутых браков – таковых по 300–400 каждый год. “В прошлом году, например, было расторгнуто 33 брака, которые были зарегистрированы в церкви. Здесь я, наверное, чего-то в жизни просто не понимаю”, – с досадой комментирует статистику Ирена Фолкмане.

В двух “филиалах” ЗАГСа, как шутя называет две городские тюрьмы Ирена Фолкмане, за 2008 год было зарегистрировано 24 брака. О своеобразии заключения узами брака в местах лишения свободы живописно говорит один из случаев, рассказанных заведующей отделом ЗАГС. В Гривской тюрьме на церемонию бракосочетания женихам разрешают являться наряженными – в пиджаке и тому подобное. В то время как в “Белом Лебеде” принято “брачеваться” как есть – в тюремной робе. И вот однажды приехала в “Белый Лебедь” очередная невеста из Литвы. Стоят они с Иреной Фолкмане, дожидаются жениха. Документы готовы, надо только сказать заветное “да”. Тут приводят мужчину в робе. Невеста не придает этому значения. Через какое-то время не выдерживает и вопрошает: “А где мой жених?”. Ей указывают на приведенного пару мгновений назад заключенного. А она: “Этот? Страшной? На фото был другой, с этим не буду!”. А жених ей спокойно так отвечает: “Не хочешь ты, будет другая. А фото мое, но 15-летней давности…” Из “Лебедя” Ирена Фолкмане и невеста уехали ни с чем… Передумать перед церемонией бракосочетания имеет право любой.

Все чаще молодые пары обращаются в ЗАГС с просьбой провести бракосочетание не в ЗАГСе, а где-нибудь на поляне, опушке леса и даже в самолете. Ирена Фолкмане указывает на то, что варианты возможны, однако на особо экстремальные – вроде свадьбы в воздухе – она не согласна. И еще важный момент: заведующая Даугавпилсским отделом ЗАГС может регистрировать браки только на территории Даугавпилсского самоуправления. В Даугавпилсский район ей путь уже закрыт: здесь надо обращаться в соответствующую волость, а после грядущей региональной реформы – к администрации соответствующего края. В то же время жители Латвии могут сочетаться узами брака в любом самоуправлении нашей страны.

Одна из тем, которая особенно заботит активистов совета городских общественных организаций Varavīksne, – это всеобщее падение уровня нравственности среди молодежи. Как следствие – ранние браки, несовершеннолетние родители, а затем – случаи насилия в семье, скоропалительные разводы. Член Сиротского суда Инара Маркович рассказала об одном из случаев, когда отец, воспитывающий сына один (мать есть, но ее невозможно “засечь”: ходит где-то без паспорта и даже персонального кода), систематически избивал ребенка. В итоге 10-летний мальчик убежал от отца-деспота и сам позвонил в полицию. Теперь его опекают сотрудники Сиротского суда, а отца судят в Даугавпилсском суде за насилие над собственным ребенком.

Как не допускать таких случаев? Как донести до молодых родителей, которые и сами-то еще не совсем взрослые люди, что семья – это серьезно, а ребенок – это ответственность и обязанности на всю жизнь? Члены Varavīksne сошлись во мнении, что до заключения браков необходимо проводить обязательный курс лекций и занятий с парами. Молодые семьи нуждаются в дополнительных знаниях и примерах из жизни. Ирена Фолкмане согласилась с этими словами, однако признала, что учить чему-то нынешнюю молодежь – дело крайне неблагодарное.

– Мы пытались создавать службу и психолога, и гинеколога при нашем ЗАГСе, но молодые только смеялись над нами и не приходили на назначенные консультации. Раньше меня еще приглашали с лекциями в школы, а теперь нет. Остается надеяться, что тамошние психологи смогут направить молодежь на правильный путь, предостеречь их от ошибок молодости, – поделилась своими размышлениями Ирена Фолкмане.

Так что как бы ни было обидно старшему поколению наблюдать за совсем недетскими “проделками” молодых людей, последние сегодня всегда “сами с усами”. И, например, когда 24-летняя даугавпилчанка выходила замуж за 72-летнего немца, а Ирена Фолкмане решила поинтересоваться, понимает ли девушка, на что себя обрекает, та отрезала: “Не ваше дело!”

Ольга ПЕТКЕВИЧ

02.04.2009 , 18:11

"Сейчас"


Написать комментарий

Тут приводят мужчину в робе. Невеста не придает этому значения. Через какое-то время не выдерживает и вопрошает: “А где мой жених?”. Ей указывают на приведенного пару мгновений назад заключенного. А она: “Этот? Страшной? На фото был другой, с этим не буду!”. А жених ей спокойно так отвечает: “Не хочешь ты, будет другая. А фото мое, но 15-летней давности… :D Prikol...vot dura...sna4alo bi na korotkuju svidanku shodila,posmotrela kto on:))ove4ka....kak vse normaljnie delajut!!!