Даугавпилсские гидрологи хранят покой родного города

Вновь наступили те несколько кратких недель, повторяющихся из года в год – когда местные гидрологи становятся крайне востребованными людьми в Даугавпилсе. В остальное время, зимой и летом, мало кто вспоминает этих скромных тружеников.

Однако в пору таяния льдов и весеннего паводка они становятся прорицателями, заклинателями таинственных сил природы. Только они знают — обойдет беда стороною город или его обитателям придется познать на себе гнев Посейдона…

Речная стража

В Даугавпилсе история регулярного наблюдения за погодой имеет под собой устоявшуюся традицию. В запредельном уже 1881 году Николаевская физическая обсерватория по инициативе учителя Владимира Ашкенази открыла в Динабурге Метеорологическую станцию третьего класса и оснастила ее необходимыми инструментами и приборами. С тех пор слежение за погодными условиями в нашем городе прерывалось только в годы Первой мировой войны.

В те времена Метеорологическая станция выполняла и функции гидрологической службы. Но в связи с развитием города и увеличением объема необходимых наблюдений в конце 50-х годов от нее обособилась особая Гидрологическая станция, последние лет четырнадцать располагающаяся по улице Райня, 28. В ее обязанности входит регулярный анализ уровня воды в окрестных водоемах, наблюдение за ее температурой, уровнем осадков, состоянием и толщиной льда в зимнее время и т.д. Для всего этого у гидрологов имеются наблюдательные пункты по всей Латгалии. Уже долгие годы гидрологической службой руководит Инесе Вилькелевская.

Работа гидрологов важна не только с точки зрения наблюдения за погодой. Как показывает прошлое, они могут вовремя предупредить горожан о самой настоящей опасности. Как, например, весной 1922 года, когда наш город чуть было не смыло весенним паводком. Тогда Даугавпилсу, ужасно пострадавшему от наводнения, слали гуманитарную помощь со всего мира…

Решив поближе познакомиться с даугавпилсскими заклинателями вод, мы отправились к ним в гости. Главный “штаб” наших гидрологов занимает всего несколько помещений обширного здания, в которых трудятся несколько обаятельных, влюбленных в свое дело людей. Здесь чувствуется обстановка равноправного сотрудничества, основанного на многолетней дружбе. Неудивительно: большинство работников станции впервые оказались здесь многие годы назад, сразу после окончания институтов, провели все это время фактически локоть к локтю. Словом, настоящая семья.

Стихии под контролем

Руководитель станции Инессе Вилькелевская оказалась на редкость приятной и обаятельной женщиной. Чувствуется, что здесь ее искренне любят и уважают. Секрет авторитета кроется в профессионализме и уверенной мягкости, с которой она руководит своими сотрудниками. Впрочем, в последнее время забот у нее прибавилось: как и многие другие госслужбы, местных гидрологов не обошли сокращения.

— Мы вынуждены были закрыть восемь станций и сократить, соответственно, восьмерых сотрудников. Так что, по всей Латгалии осталось три крупных и шесть маленьких станций. Всего же наше хозяйство обслуживают нынче двадцать три исследователя — пятеро из них работают здесь, на Райня, 28. Работы же очень много: ежедневно собираем информацию, обрабатываем ее, анализируем и отправляем в Ригу. Раньше в нашем распоряжении имелась и лаборатория по мониторингу сточных вод, но ее тоже закрыли в целях экономии. И теперь образцы приходится отправлять в лабораторию в Юрмале…

— Информацию об уровне воды в реке мы получаем постоянно, — дополняют гидрологи Лидия Калинина и Людмила Комарова. По реке у нас расставлены сенсорные датчики, данные с которых поступают на наш компьютер. Благодаря этому мы знаем и можем предполагать, как изменится уровень воды.

Хотя внимание общественности к нашим гидрологам всегда приковано только весной, это не значит, что в остальное время они отдыхают. Особенно горячая пора наступает весной и летом, когда проводятся многочисленные инспекции, связанные с проверкой работы станции и многого другого.

— У нас есть выездная бригада из двух парней: Антона Самулевича и Виктора Кудрявского, — объясняет И. Вилькелевская, — которые постоянно путешествуют, делают замеры на наших реках, берут пробы воды и привозят их к нам на анализ. И так круглый год. Зимой ведем исслелования со льда, летом путешествуем на катере: и в дождь, и в снег. Но, честно говоря, летом работать куда легче и приятней — зимой слишком много экстрима. К счастью, под лед проваливаться не приходилось — по нему всегда ходим вдвоем-втроем, соблюдая технику безопасности. Если лед молоденький, приходится путешествовать по нему и чуть ли не по колено в воде, и на плечах у наших мужчин (смеется). На этой же неделе отправляемся на литовскую границу — будем производить там обследование поверхностных вод…

Любимый город может спать спокойно

Вопрос, который наверняка больше всего интересует горожан, едва речь заходит о гидрологии: может ли грозить Даугавпилсу разрушительный паводок? Ведь такого рода катастрофы нередки в нашей истории. Динабург затоплялся неоднократно: в 1612, 1625, 1646, 1686, 1700, 1744 и 1795 годах. Наконец, в 1830 году власти раскачались на строительство дамбы протяженностью в 6 километров. Из-за извечной “рассейской” волокиты, строительство затянулось аж на 11 лет. Пока дамба сооружалась, несчастные динабуржцы продолжали страдать от стихии. А в 1922 году в Даугавпилсе произошло самое разрушительное наводнение за всю его историю. Из-за ледяного затора, образовавшегося возле Ликсны, вода в Даугаве начала быстро подниматься. В ночь с 7 на 8 апреля были затоплены Грива, Гаек, Юдовка и другие районы. Хуже всего было то, что власти не предупредили жителей о грядущей опасности. Вода поднималась очень быстро — в Гайке она достигла высоты второго этажа. На городской дамбе лежали льдины. На улицах Виестура и Саулес тоже была вода, угрожавшая затопить центр города. Не помогали и заграждения из мешков с песком, срочно возводившиеся горожанами. Не ждет ли нас в будущем подобное же бедствие?

— Ну это едва ли, — задумывается И. Вилькелевская. — Я работаю здесь уже четверть века, и за все это время был лишь один случай, когда подъем реки стал внушать серьезную тревогу — тогда даже стало затапливать в районе Черепово. Впрочем, это было уже много лет назад. Хотя, год от году весной на реке наблюдается совершенно разная картина. Например, в прошлом году и зимы-то толком не было, весна пришла очень рано. В этом же году весна запоздала, зато наступила необычайно быстро: снег растаял в кратчайшие сроки и лед на Даугаве тоже. Так что классического ледохода не получилось. Не было заторов, не случилось ничего угрожающего не только для Даугавпилса, но и для Екабпилса, который страдает практически ежегодно… Ну а высокий уровень Даугавы — 4,93 — сейчас объясняется активным таянием снегов в России и Белоруссии. В общем, даугавпилчане могут быть спокойны: опасности со стороны реки не предвидится.

Что ж, остается пожелать нашим гидрологам творческой работы и покорных стихий, а всем нам — спокойной жизни, без паводков и наводнений!

Владимир ВЕРЕТЕННИКОВ

16.04.2009 , 13:00

"Наша газета"


Написать комментарий