Фермер восстановил кладбище 9

Идея восстановить старое заброшенное кладбище в местечке Катинели, что рядом с поселком Силене Скрудалиенской волости, родилась у жителя этих же мест, хозяина крестьянского хозяйства "Номале" Михаила Лапковского более 10 лет тому назад, когда он оформлял в собственность землю. Нынче он эту идею реализовал.

Старое, поросшее кустарником и деревьями кладбище находится аккурат на земле Лапковского. Определить его конфессиональную принадлежность было почти невозможно: захоронений мало, памятников – тоже, да и те разрушены, а чудом сохранившиеся давали слишком мало информации. Но достоверно было известно, что здесь покоится катинельская барыня, некогда проживавшая в этих краях. На месте погребения лежит огромный камень, напоминающий могильную плиту. На нем нет никаких надписей, лишь едва просматривается высеченный квадрат.

Черные гробокопатели, видимо, в поисках драгоценностей все эти годы не оставляли захоронение в покое. Сдвинуть с места тяжеленную глыбу им оказалось не под силу, а потому они вырыли под плитой нору. Но, похоже, до останков барыни так и не добрались.

Многие жители волости и знакомые Михаила недоумевали: “Зачем тебе понадобились лишние хлопоты и расходы?” У Михаила на этот счет было свое мнение:

- Ведь тут похоронены люди. Как можно забыть это место и топтаться по нему?

Работы было много. Когда в хозяйстве появилась пилорама, Михаил с помощниками изготовил и установил вокруг кладбища деревянную ограду – это более 200 метров. Кроме того, они спилили на погосте старые деревья и кусты. Нелегкой задачей оказалась установка у изголовья огромных камней. Пришлось применять технику. С более легкими по весу памятниками было проще. На одном из них можно прочитать следующую надпись: “Кришс Будлевскис 1850- 1925 г.”. Получается, что старому погосту с учетом более древних захоронений около 200 лет, а последнее осуществлено почти 100 лет тому назад. Словом, история…

Кстати, когда “Час” впервые написал об инициативе Лапковского по восстановлению старинного погоста, на публикацию отозвалась внучка Кришса Будлевскиса, в настоящее время проживающая в Германии. С помощью одной своей знакомой она нашла могилу деда и возложила цветы. А Михаилу во время приезда сказала много теплых слов.

…Когда восстановительные работы шли полным ходом, вдруг выяснилось, что в упомянутом месте находится не одно, а два кладбища – лютеранское и, по предположению Михаила, католическое. Границы погостов удалось определить по вросшей в землю проволоке, а католическое еще и по сохранившимся металлическим столбикам. На католическом сохранился всего лишь один памятник, остальные могилы сровнялись с землей и ничем не отмечены. На памятнике был сломан металлический крест. Его отреставрировали и установили на место. В перспективе Михаил собирается вокруг каждого из кладбищ соорудить ограду из камней.

Но фермера интересует не только техническая сторона дела. Он хочет выяснить историю возникновения погостов и захоронений.

- Разве не интересно, кто тут похоронен. А вдруг еще кто-то найдет могилу своих родных?

В прошлом году Михаил обратился к ксендзу Силенского прихода, чтобы священник с помощью архивных данных помог навести кое-какие справки.

- На территории нашей волости кладбищ, подобных этому, много. Но где они и как их восстановить – это вопрос. Может, найдутся добрые люди, которые возьмутся за дело, – надеется Михаил.

В качестве положительного примера он привел погост в Шенгейде, на котором погребены родственники шенгейдского барона. Кладбище благодаря родственникам, проживающим за границей, находится в идеальном состоянии.

- Если нет памяти о прошлом, то не может быть и будущего, – считает Михаил. – Я занялся восстановлением кладбище не корысти ради, а от души.

Помощь в наведении порядка на кладбище Михаилу оказывали Анатолий Марцинкевич, Иван Круковский, Геннадий Гришкьян и другие. Когда кладбище будет полностью приведено в порядок, Михаил планирует пригласить священников и освятить это место.

Рядом расположено еврейское кладбище. Михаил, по его признанию, и его бы восстановил, но во время Второй мировой войны место захоронения было настолько перерыто окопами, что определить сейчас границы погоста, а тем более обнаружить могилы, практически невозможно.

Анатолий КРЫЛОВ, Даугавпилс.

Комментировать 9