Репрессии на границе 22

Мы часто говорим: "Вот бы наши правители примерили на себя шкуру простых латвийцев – сразу увидели бы мир вокруг себя другими глазами". Свершилось! В пятницу, 15 января, Валдис Домбровскис и Линда Мурниеце на один день стали простыми "погранцами" в форме, в солдатских ботинках и вязаных шапочках. Премьера выдавали разве что очки, а министра МВД было и вовсе не узнать…

Дело в том, что в этот день премьер и министр решили проинспектировать внешние границы ЕС, проходящие по территории нашей страны. Прилетев на юго-восток Латгалии на служебном вертолете, они пересели в мощные джипы и поехали на них вдоль границы, заезжая и на пограничные заставы, и на пункты охраны зеленой границы. В одном из таких пунктов первые должностные лица государства изъявили желание опробовать имеющиеся в распоряжении пограничников транспортные средства. А по инструкции, снегоход можно водить только в соответствующей форме, так что Валдис Домбровскис и Линда Мурниеце вынуждены были расстаться на время со своей “гражданкой” и вжиться в форму простых “погранцов”. Форма теплая и удобная, так что ознакомительный тур по границе было решено продолжить именно в таком виде.

В ОЧЕРЕДИ ДО ОБМОРОЖЕНИЯ

Как сообщила министр внутренних дел Линда Мурниеце, целью этого визита было показать премьеру, как несут службу пограничники, в каких условиях им приходится работать, с какими трудностями они сталкиваются, чтобы впредь, решая вопросы, связанные с МВД и конкретно пограничниками, Валдис Домбровскис наглядно представлял себе, о чем идет речь.

Съемочная группа DAUTKOM TV и газета “СейЧас” встретили премьера и министра на границе с Беларусью, в пункте Silene, неслучайно. Буквально накануне нам в редакцию звонил мужчина, которому довелось возвращаться через этот пограничный пункт на родину в ночь с 12 на 13 января. К границе он подъехал в шестом часу вечера, а в Латвию попал только после 3 часов ночи, с минимумом топлива в баке и нервами на пределе. “В ту ночь, как оказалось, на границе был объявлен рейд – латвийская сторона проводила досмотр каждого въезжающего легкового автомобиля. Ясно, что искали контрабанду. Но весь грузовой транспорт пропускали быстро, а каждую легковушку загоняли в ангар на тщательный досмотр. На каждую машину составлялся протокол о произведенной проверке. В общем, пропускная способность пограничного пункта снизилась до четырех, максимум восьми автомобилей в час. Я, например, три часа простоял в нейтральной полосе, откуда ни туда ни сюда. Там же никаких удобств, ничего! Люди обреченно сидели в заведенных машинах, в туалет бегали в лес. И это ладно, если кто-то ездит в Белоруссию за топливом и продуктами – они к заставе подъезжают с полным баком. А я, например, в соседнюю страну езжу по делам и машину свою заправляю исключительно в Латвии, в одной и той же сети заправок. Так мне топлива еле-еле хватило. А у людей в этой живой очереди и бензин заканчивался, и печки в машинах отказывали. Один даже заработал обморожение ладоней, дожидаясь своей очереди в холодной машине. За окном-то в ту ночь минус 11 градусов было!” – рассказывал возмущенный Валентин о своих злоключениях на белорусско-латвийской границе.

“КОНТРАБАСИСТЫ” ТЕРПЕЛИВО ЖДУТ

Такие рейды – вещь непредсказуемая, но в нынешних условиях обязательная. Несмотря на то что с 23 октября 2009 года из третьих стран (по отношению к ЕС) в Латвию можно ввозить только 2 пачки сигарет и 1 л водки на человека, причем делать это можно не чаще чем раз в сутки, желающих закупиться в соседней стране меньше не становится. За 2009 год количество пересекающих границу транспортных средств и людей в пункте “Силене” увеличилось на 24%, таким образом, пассажиропоток составил более 0,5 млн человек. Конечно, в Беларусь ездят не только за акцизными продуктами “первой необходимости”, у людей там еще и родственники, и бизнес-интересы. Но процентное соотношение пересекших пункт “Силене” в прошлом году говорит само за себя: 64% пересекших границу – латвийцы, 18% – граждане других стран ЕС и 18% – граждане третьих стран. То есть можно с уверенностью говорить, что почти половина всех пересекающих латвийско-белорусскую границу – это “акцизные и продуктовые” туристы из Латвии, которые за лишнюю копейку и в очереди автомашин готовы постоять, и пешком в соседнюю страну за литром водки прогуляться.

Большинство из них, конечно, законопослушные граждане и указанные нормы ввоза акцизных товаров не превышают. Однако никто не станет отрицать существования нарушителей закона и перевозчиков контрабанды – иначе откуда берутся в Латгалии сигареты и алкоголь с российскими и белорусскими акцизными марками, блоками и ящиками продаваемые из-под полы? Для “отлова” этих нарушителей порой и устраиваются рейды, невольным участником которого стал и наш читатель Валентин. Ведь как еще, если не в ходе досконального осмотра транспортного средства, можно обнаружить оборудованные тайники для перевоза контрабанды? Но вот беда: рейды осуществляются силами постоянных сотрудников пограничного пункта, и как только начинаются досмотры, очередь на границе собирается внушительная, информация о причине пробки передается из уст в уста, и в итоге те, у кого рыльце в пушку, просто выжидают окончания проверок в Беларуси. Не едут, и все. А едут те, кто не при делах. За весь 2009 год из 405 нарушений, зафиксированных “погранцами” в пункте “Силене”, всего 16 связано с попыткой ввоза незадекларированного товара! Такая статистика четко показывает, что рейды на границе не помогают. Если раньше безработные мотались в Беларусь по 4 раза в день, теперь ездят раз в сутки – работы нет, а так хоть какой заработок. Перевозчики же “контрабаса” терпеливо пережидают рейды и все равно умудряются провозить незадекларированный акциз.

РЕЙДЫ ПРОДОЛЖАТСЯ

Глобально от этого страдает латвийская экономика и общий уровень жизни жителей нашей страны. В частных случаях страдают такие люди, как наш читатель, отстоявший на границе 9 с половиной часов. "Однажды я попал на рейд под Вильнюсом, когда дорожная полиция останавливала все без исключения машины и проверяла содержание алкоголя в крови у водителей. Так этот рейд осуществляли 18 экипажей Дорожной полиции! Люди не стояли в очереди часами. В ту ночь на белорусско-латвийской границе сами пограничники, кстати, вели себя очень вежливо и старались как могли. Все пересекающие границу тоже понимали, что приказы о проведении рейдов спускаются “сверху”, а рядовые “погранцы” просто делают свою работу. Но там, “наверху”, должны думать и о том, какими силами проводить такие рейды! Я считаю, что они должны были обеспечить людей возможностью умыться и сходить в туалет не в лес, а также горячей пищей. Ну или по крайней мере объявляли бы заранее, что в такой-то день пропускная способность пограничного пункта снижается до 4 машин в час. Тогда я просто не поеду через эту границу! Доплачу, сделаю крюк, но вернусь домой через Литву! Для меня важно то время, которое я потерял, стоя на заставе!" – сокрушается наш читатель.

Однако объявлять о рейдах заранее – значит свести на нет их и так почти нулевую полезность. Премьер-министр Валдис Домбровскис отметил, что октябрьские ограничения на ввоз акцизных товаров из третьих стран принесли положительные плоды, а госполитика состоит в том, чтобы и впредь, пусть даже с помощью репрессивных мер, снижать объемы ввоза продуктов питания и акцизных товаров в Латвию.

Говоря о том, наступят ли вообще такие времена, когда не таможенникам придется ловить контрабандистов, а люди сами не поедут в Беларусь за водкой, “топкой” и куревом, премьер-министр упомянул государственные программы, призванные оказать поддержку малому и среднему бизнесу, а также проект по временному трудоустройству латвийцев за 100-латовые стипендии.

Возможно, чтобы лучше понять проблему нищих латгальцев, снующих за границу каждые 24 часа, премьер-министру все-таки стоило бы не только примерить форму пограничника, но и пожить недельку-другую на каком-нибудь латгальском хуторе, без работы и практически без денег. Тогда перед ним встала бы такая дилемма: “загнать” соседу литр белорусской водки, заработав пару десятков сантимов, или самому оприходовать этот “пузырь”, чтобы не было так тягостно жить. В раздумьях, что же выбрать, глядишь, и придумал бы, как сделать так, чтобы наши люди могли ходить в наши же магазины, а ночами стояли не в очереди на границе, а отдыхали бы дома с семьей после очередного рабочего дня…

Ольга ПЕТКЕВИЧ

Комментировать 22