Латвия превратится в пустыню 21

По просьбе "Часа" инициативу ТБ/ДННЛ и ситуацию в сфере образования в Латвии комментирует председатель парламентской фракции партии ЗаПЧЕЛ, доктор педагогики Яков Плинер.

Латвия превратится в пустыню, если партия ТБ/ДННЛ добьется финансирования из бюджета образования только на латышском языке

Ниже плинтуса

- Господин Плинер, как вы считаете, тевземцам удастся собрать подписи и добиться полного перехода образования в Латвии на латышский язык?

- Очень надеюсь, что этого не случится. Иначе будет горе и беда. Я надеюсь, что народ Латвии не пойдет на поводу у тевземцев, чей рейтинг сейчас ниже плинтуса.

Можно учить детей на иностранном языке, хоть на китайском. Но исследования показывают, что на родном языке ребенок лучше усваивает материал. У нацменьшинств должна быть возможность учиться на родном языке.

- Но если представить, что тевземцы добьются своего, что тогда случится?

- Авторитет Латвии в цивилизованной Европе упадет еще ниже. Уезжать из Латвии станут еще больше – если нет возможности учиться на родном языке, то лучше учиться в других странах Евросоюза. Многие уедут в Россию. Сейчас за гражданством этой страны стоят очереди. И эти очереди станут еще больше. Латвия в конечном счете превратится в пустыню. Но я верю, что этого не будет. Потому что этого быть не должно.

- Вы критикуете инициативу ТБ/ДННЛ, однако не секрет, что подобные инициативы латышских националистов на руку вашей партии: у вас ведь появляется отличная возможность для контр-пиара…

- Я очень надеюсь, что народ не поддержит тевземцев и партию “Все – Латвии”, которая присоединилась к сбору подписей. Сегодня организовывать какие-то протесты, делать громкие заявления – значит пиарить их. Нам это не нужно. Убежден, что цивилизованная Европа не допустит осуществления этого проекта. Да и сами латвийцы не поддержат его. Ну если тевземцы хотят немного пошуметь, пусть пошумят…

К тому же если будет собрано необходимое количество подписей для референдума, на его проведение придется потратить большие деньги из госбюджета – около 2, 5 миллиона латов. Эти деньги уйдут в песок.

- То есть вы исключаете проведение акций протеста против инициативы тевземцев?

- Если они нас вынудят, нам придется провести акции протеста. Я за право народа протестовать. Но я против вандализма.

Мы все помним, что случилось 13 января прошлого года. Двое неумех, бывшие министры-народники Айгарс Штокенбергс и Артис Пабрикс организовали акцию протеста. Все красиво: поговорили, попели, а когда разошлись, были горе и беда. Пострадали люди, здания… Мы против этого. Вандализмом ничего не добьешься.

Если я сегодня позову людей на улицы, они пойдут. Причем протестовать будут не только против инициативы тевземцев: они пойдут протестовать против экономической и социальной ситуации в стране. Мало никому не покажется… Мне бы не хотелось брать на себя такую ответственность.

Мы неконкурентоспособны

- Все больше выпускников латвийских школ уезжают учиться в вузы за рубеж. Как вы считаете, латвийские вузы неконкурентоспособны?

- Большинство жителей Латвии, как латышей, так и русскоговорящих, все-таки выбирают латвийские вузы. Но ситуация в сфере высшего образования действительно сложная. Во-первых, демографические проблемы, а во-вторых, действительно многие предпочитают получать образование в иностранных вузах.

В Латвии, если я не ошибаюсь, 59 вузов и колледжей – как государственных, так и частных. К сожалению, качество нашего высшего образования страдает от того, что уровень среднего образования крайне низок. Мы неконкурентоспособны в Европе. Исключение составляют лишь наши медики и представители ряда технических профессий. У нас очень мало иностранных студентов. Наш закон позволяет обучать иностранных студентов на государственном языке и языках ЕС. На великом и могучем русском языке, который в Латвии считается иностранным, учить нельзя.

В сфере высшего образования необходима конкуренция. Надо разрешить преподавание в госвузах на русском языке – пускай только для иностранных студентов. К нам приедут студенты из стран СНГ, привезут с собой деньги. Сегодня в Латвии иностранные студенты получают образование на английском языке. На русском преподавание разрешено только в частных вузах.

Ректоры РТУ, ЛУ и Даугавпилсского университета открыто заявляют, что не возражают против того, чтобы преподавание велось на русском языке. Это бы нас поддержало. Увы, наши доморощенные политики этого боятся.

Последствия реформы-2004

- Шесть лет назад в Латвии произошла так называемая реформа-2004. Каковы ее итоги?

- Качество образования упало. Многие ученики оказались за бортом школ. Увеличилось число второгодников. Здоровье детей тоже оставляет желать лучшего. Может быть, на сотую долю процента улучшилось знание латышского языка. Но качество среднего образования снижается.

- Партия ЗаПЧЕЛ выступала против реформы-2004. Но остановить ее вам тем не менее не удалось…

- Нам не удалось остановить реформу. Но благодаря нам школы не были переведены на латышский язык обучения полностью. Сейчас соблюдается пропорция 60 на 40. К тому же министерство образования боится проверять, как реформа осуществляется. Это тоже наша заслуга.

Комментировать 21