Кто прожирает народные деньги 22

На днях скандальный разоблачитель Лато Лапса представил свою новую книгу — о бывшей президентше Вайре Вике-Фрейберге. Сей труд недаром получил большую славу.

Благодаря ему читатели с радостью убедились, что их налоги вкладывались в благое дело — на достойное существование президентши, великого государственного деятеля.

Большая жратва

Из книжки Л. Лапсы мы узнали, что за пять лет ВВФ истратила 41 тысячу латов только “на прически”, уважала хорошие ювелирные изделия, на которые только за последние полгода своего владычества отжалела 16 100 латов. Но особый цимес — знакомство с кулинарными пристрастиями Вайры. А они наверняка были недурственными — судя по суммам, оставляемым в ресторанах. Так, в одном лишь 2000-ом году в ресторане “Винцентс” оказалась проедена и пропита сумма в 6700 латов, в рыбном ресторане “Сконто” — более чем 22,6 тысячи латов. В 2001-ом году из “Винцентса” в президентскую канцелярию приходило уже, в среднем, по три счета в месяц — всего на 20 тысяч латов, а от “Сконто” — полтора десятка счетов на неполные 10 тысяч. Любила ВВФ лакомиться булочками и тортиками из кафе “Номеда”, которые, правда, обошлись налогоплательщику совсем дешево — в каких-то 900 латиков. Зато фирме “Кусо” по ее полутора десяткам счетов перепало 16,5 тысячи латов. В 2002-ом году аппетит Вайры значительно вырос: в том же “Винцентсе” она оставила уже 38 тысяч латов, в “Сале” — 4,6 тысячи латов, в “Кусо” — 34,5 тысячи латов. Путем нехитрого подсчета получается, что в день прожиралось на 194 с лишним лата!

Впрочем, г-жа Вике-Фрейберга находилась на полном государственном обеспечении. А депутатам сейма уже приходится за пищу платить. Правда, к вопросу об организации питания сеймовских сидельцев отношение крайне серьезное. Доступ к провизии депутатам обеспечен каждодневный. Кстати, фотографировать и вести видеосъемку в сеймовских столовой и кафе запрещено. Уровень здешнего обслуживания, ассортимент и качество блюд — на высшем уровне. Опять же, цены не кусаются: комплексный обед из трех блюд обходится среднепрожорливому парламентарию в 3-4 лата. Для удобства народных избранников на стене кафе висит большой экран, по которому можно наблюдать все происходящее в зале заседаний. Очень правильно и полезно: благодаря этому увлекшийся процессом принятия пищи депутат всегда успеет добежать до голосовательной кнопки. Однажды тогдашний спикер сейма Индулис Эмсис забыл в столовке кейс с 10-ю тысячами долларов. Кейс обнаружила служба безопасности, и Эмсиса в связи с подозрением в коррупции с поста спикера выперли. С приходом кризиса в сеймовском буфете стали устраивать оригинальные распродажи — типа “Дней пирожных и тортов”, во время которых депутатам-сладкоежкам подливали бесплатный чаек. Некоторые депутаты умудряются еще и заработать на еде. Так, экс-премьер Айгар Калвитис в период своего депутатства продавал коллегам копченые мясные деликатесы собственного производства.

Заветная халява

Впрочем, как депутаты сейма и самоуправлений, так и работники министерств и муниципалитетов при случае любят себя полакомить задаром. Многие конференции, презентации, торжественные встречи — праздник для халявщиков. Устроители подобных мероприятий стараются подать себя наилучшим образом: сначала торжество технической или культурной мысли, потом — разгул дармовщинки.

Следить за событиями в подобных случаях архиинтересно. Сперва, понятное дело, произносятся речи, в то время как самые нетерпеливые участники начинают поглядывать на столики с выпивкой и закуской. Еще до того, как все слова сказаны, более шустрые втихомолку подтягиваются к этим столикам. Потом объявляют брейк или вообще переводят мероприятие в неофициальную фазу. Гости толпами кидаются к угощению и хватают, сколько получится. Торопливо чавкают, а прожевав, бросаются за новым куском добычи.

Депутаты, лекторы-эксперты, журналисты — в основном, все ведут себя одинаково. Для того же сейма или Кабинета министров существует список протокольных мероприятий, на которых предусмотрены бесплатные угощения — например, при встрече иностранных делегаций любой степени важности. Самый скромный из допустимых вариантов — кофе, печенье, конфеты. Если гости действительно важные, то им предлагается полноценный банкет из нескольких перемен блюд. Расходы ложатся на протокольную службу. Правда, сейчас, ввиду кризиса, на это отпускаются сущие гроши. То ли дело — в прежние-то времена! Стоит вспомнить “земляничный скандал” полуторагодовой давности, когда сотрудники Министерства по делам е-управления на пресловутый земляничный тортик и прочие радости жизни потратили 790 латов. Тогда же выяснилось, что работники Фонда общественной интеграции на Рождество попили винца за 1549 латов. А чуть позже оказалось, что Министерство земледелия на вечеринку с участием иностранных дипломатов решило выделить 30226 латов. Питание для каждого гостя обошлось в 78 латов. Нынче, правда, от этого великолепия остались жалкие крохи, над которыми грозно реет, озирая их соколиным взглядом, госконтролер Ингуна Судраба.

За чей счет банкет?

…Даугавпилсская дума своими банкетами-фуршетами еще недавно славилось на всю округу — съедалось там немало.

— Сейчас стол накрывается, как правило, в тех случаях, когда речь идет о визите какой-либо официальной делегации, — объясняет руководитель общего отдела Даугавпилсской городской думы  Илга Лауска. — В таких случаях выбирается учреждение, в котором состоится обед, определяется количество блюд. Если гость очень важный (например, президент, министр или посол), мы вынуждены поступать в соответствии с протокольными документами каждого из них, заранее все согласовывать. Если гости уровнем пониже — скажем, представители городов-побратимов, то мы уже имеем большую степень свободы. В этом случае мы, по возможности, стараемся заранее узнать вкусовые пристрастия того или иного человека — например, не вегетарианец ли он. Что касается конференций и презентаций, то кризис очень снизил наши репрезентационные объемы. По сравнению с тратами в прошлые годы теперь на еду расходуется ничтожно мало. Самым крупным праздником на данный момент остается 18 ноября. В этот день гостям из числа самых уважаемых людей города мы предлагали очень скромный фуршетик: бокал шампанского и фрукты, все. Их покупка списывается в графу репрезентационных расходов. Нашими основными поставщиками являются ресторан гостиницы Latgola, “Вилла Ксения”, хотя мы иногда обращаемся и к другим заведениям…

Увы, но конкретные суммы думских расходов на банкеты-фуршеты нам назвать отказались. Дескать, вы сначала оформите официальный запрос, пришлите его, а потом руководство Думы подумает и решит — давать информацию или нет…

В заключение, нельзя не упомянуть и традицию “политических пикников”, процветающую что у нас, что в столице. Правящие регулярно выбираются куда-нибудь выпить-закусить, а заодно потолковать под щучью голову об управленческих проблемах. Скажем, чтобы обсудить план нового бюджета, правительство во главе с Валдисом Домбровским выехало сначала на пивоварню к минземледелия Янису Дуклавсу, а потом — в арендованный отель. В Риге любимые места встреч политической элиты — рестораны гостиниц Reval Hotel Latvija и Reval Hotel Ridzene, а также различные бары и кафе, разбросанные вокруг сейма на Домской площади и в Казармах Екаба. Не чужды подобные традиции и даугавпилсской верхушке. Нередко поляну, не чинясь, накрывают прямо в кабинете мэра или, судя по рассказам жильцов-соседей, в штаб-квартире Городской партии на Театра, 13. Другое излюбленное место — ресторан “Губернатор”. Насколько нам известно, в свое время именно здесь планировалось 1 сентября отметить свержение Эйгима, но тогда фокус не удался. Радостный день торжества пришлось отложить на несколько недель. Зато как, наверное, приятно было, прорвавшись-таки к власти, отметить этот день по полной программе!

Комментировать 22