«Карманную историю» услышать не хотите ли?

Знаете ли вы, что в салоне трамвая, троллейбуса или автобуса работают "три К": кондуктор, контролер, карманник? Транспортный карманник — явление привычное. Каждое утро в час пик он тоже идет "на работу". Вечером, когда общественный транспорт заполняется до отказа едущим с работы народом, карманник продолжает свою трудовую деятельность.

Каждый день в той или иной мере наши пути пересекаются. До поры до времени без “нежных” касаний. Но вот однажды с одним из них я соприкоснулся… Мое знакомство Полупустой троллейбус № 17. Мне надо пройти от задней двери к передней. Проходя через узкое место, невольно соприкасаюсь с молодым человеком, которому в полупустом транспорте как будто больше негде стоять. Ко мне подходит кондуктор и, дергая за руку, как бы молча о чем-то предупреждает. Я не понимаю и отшатываюсь — что это, мол, за фокусы. Но тут ко мне приближается едущий в этом же троллейбусе знакомый фотокорреспондент и тихо подсказывает: “Проверь карманы!” Уже дома я подумал, что неплохо было бы поговорить с кондуктором, который, во-первых, хотел мне добра, а во-вторых, судя по всему, неплохо знает тему. Через несколько дней наши пути вновь пересеклись. Они знают их в лицо! Итак, маршрут № 17. “Извините, я из газеты. Можно задать вам несколько вопросов?” Недоверчивый взгляд. “Ладно, задавайте”. “Часто ли вы на своем маршруте встречаете карманников?” Глаза загораются, и, всплеснув руками, женщина выпаливает, будто ее задели за самое больное: “Да постоянно! Вот только что были!” — Некоторых, наверное, уже и в лицо знаете? — Некоторых знаю. Ездят тут одни постоянно. Парень с девушкой. С виду ничем не примечательные, но такие скользкие. Или есть мужчина пожилой, вполне приличного вида, с папочкой. Разве подумаешь на такого “бухгалтера”, что он вор? — Вы предупреждаете пассажиров, что в салоне карманник? — Когда как. А вообще-то, страшновато — домой-то возвращаться приходится в темное время. Ими полиция должна заниматься, а не мы. — Пассажиры помогают друг другу, когда видят, что орудует карманник? — Нет. Старушки — те говорят. А молодые и среднего возраста молчат. То ли мести боятся, то ли больше о себе думают. Опять же среди карманников немало наркоманов, ищущих средства на дозу. А у таких не известно, что в голове творится. В общем, молчать или говорить — дело совести каждого. Впрочем, было как-то — сами потерпевшие вывели вора из автобуса и серьезно побили. — И часто карманников ловят? — Бывает, ловят. Но сложно их поймать. Бросают на пол украденное, если что. И говорят, что ни при чем. Как-то поймали одного. Даже полицейский в салоне оказался. Вывел он его. А карманник не один был, передал кошелек дружку своему. А тот его в мусорник незаметно для полицейского выбросил. Но пассажиры заметили и подсказали кому надо. А недавно моя знакомая вовремя увидела, как мужчина в автобусе пытался вытащить из чьей-то сумки мобильник. Закричала. Человек отдернул руку. Мол, чего ты придумываешь, ничего я не делал, просто за поручень взялся… Повозмущался и вышел из автобуса. Ведь не пойман — не вор. И предъявить нечего, кроме того, что собственными глазами видела. У нас воры и не скрываются особенно, наказание для карманников не бывает суровым. Что ж, остается одно: не попадаться на удочку. Для этого вот вам несколько советов кондуктора.

Почти всегда карманники орудуют не в одиночку, а группами. Но заходят в салон они как люди, не знакомые между собой. Иногда переглядываются. По этим взглядам можно заподозрить неладное. Иногда мошенники заходят в разные двери, затем слишком упорно пробираются в середину — и это в переполненном транспорте. Часто у карманников на одну руку накинут пиджак или куртка. Почти всегда карманник смотрит в окно отстраненным взглядом, как будто ни при чем. Сам же он в это время сдает очередной экзамен на ловкость рук. Если вокруг вас начинает суетиться группа людей, по виду несколько схожих, один подталкивает с одной стороны, другой — с другой, или один из них пытается вас отвлечь каким-нибудь вопросом, — приберите сумку поближе, зажмите карманы, постарайтесь выбраться из “окружения”. Несомненно, чувство самосохранения, вернее — сохранения своих средств, и чувство осторожности должны присутствовать. Главное, чтобы это не перешло в фобию и паранойю, чтобы в каждом молодом человеке или девушке пассажир не видел преступного элемента. Самыми опасными районами Риги кондукторы называют остановки в районе Центрального рынка, Христорождественского собора, Национального театра, цирка, на Кипсале. Самое опасное время — часы пик. Комментарий Виктория БУТКЕВИЧ, инспектор полиции: — Самый большой срок, на который у нас осудили карманника, — три года. Так мы его ловили четыре раза подряд. У него был условный срок и… СПИД. Он был наркоманом, а нахождение в состоянии наркотического опьянения является отягчающим вину обстоятельством. — А может ли наркоман быть карманником? — Хорошим — вряд ли, а обычным воришкой — да. Из-за дозы идут на все. — Какая сумма должна быть похищена, чтобы карманник получил срок? — Минимальная зарплата. Но, как я уже заметила, бывают и отягчающие вину обстоятельства…
Комментировать