Нет договора – нет денег 19

Житель Крепости Генрих Досенко от суда до суда не платит ни за квартиру, ни за воду. Из принципа. В Даугавпилсе он такой один. Житель Даугавпилса не платит за жилье из принципа

В доме № 1 по ул. Константина, кстати, представляющем историческую и архитектурную ценность, Генрих Досенко живет семь лет. За все это время по коммунальным счетам он уплатил… лишь один раз. И то не по доброй воле, а по решению суда. Тогда весной 2007-го долг Досенко составлял 450 латов. Суд обязал должника уплатить, включая судебные издержки, 306 латов. Остальную часть суммы ему простили. То есть получается, что суд частично признал правоту ответчика.

Для Генриха Досенко ежемесячно платить за квартиру не проблема, да и сразу весь долг отдать тоже – благо возможности позволяют. Но пенсионер не платит умышленно и каждый раз с нетерпением ожидает суда:

- Я хочу, чтобы жилконтора подала на меня в суд. Однако она этого не делает, потому что судиться со мной ей невыгодно. Знает кошка, чье мясо съела.

За воду Досенко тоже не платит. Хотя с ведрами к колодцу не ходит – вода течет из крана.

- С “Уденсвадс” у меня нет никаких договорных отношений. Так не положено. Потому и не плачу. Если же жилконтора хочет получать от меня деньги, то она должна юридически оформить наши отношения, то есть заключить договор. Но этого она не делает – договор не перезаключался с советского времени, хотя форма собственности, как известно, поменялась и сегодня многие арендаторы стали собственниками.

Впрочем, такого договора нет не только у Досенко, но и у других жильцов Даугавпилса. Да и всей Латвии, наверное, тоже. Нам, как правило, все равно, что за бумаги прислало домоуправление и что там в них написано – уплатили по счетам и забыли. Хотя на самом деле проблема это серьезная.

Так, например, въедливый и дотошный Досенко, привыкший во всем ссылаться на букву закона, в законе “О квартирной собственности”, а также законе “О правах потребителя” и Правилах Кабинета министров Латвии № 1014 от декабря 2008 года, подписанных министром экономики Латвии г-ном Герхардсом, вычитал, что между квартиросъемщиком и обслуживающей организацией должен быть заключен договор. В частности, об этом гласит пункт 3.2.2 указанных Правил.

Но договора с Генрихом Досенко, напомним, никто заключал, поэтому, имея долг в 700 латов, он спокоен. Его волнует лишь то, что до сих пор не было суда, на котором он снова сможет выдвинуть жилконторе претензии по поводу обслуживания дома.

Пока Генрих Досенко одинок в своей борьбе с коммунальщиками и очень надеется, что на его сторону встанут и другие жильцы. Ведь частичное признание судом его правоты – это, считает Досенко, прецедент, позволяющий и другим жителям Даугавпилса последовать его примеру, то есть не платить за квартиру. Если бы все дружно отказались перечислять деньги жилконторе, то ей пришлось бы туго. Счастье коммунальщиков в том, что жители в большинстве своем в правовом смысле малообразованны, нерешительны, боязливы, не хотят вникать в содержание законов и других нормативных актов, в которых помимо их обязанностей прописаны еще и их права, за которые можно и нужно бороться.

Однако жильцы дома не спешат разделять точку зрения соседа:

- Какие там долги? Концы с концами бы свести, да на улице не оказаться – вот наша цель. Это небедный Досенко может по решению суда запросто заплатить кругленькую сумму. Нам такое не по плечу.

Принципиальность Генриха Досенко – дело, конечно, хорошее. Но, как ни крути, получается, что его проживание в доме оплачивают остальные жильцы. Вот пример. Однажды ураган сорвал часть кровли. Жилконтора тут же отремонтировала крышу, сняв средства из накопительного фонда дома, в котором денег Досенко в лучшем случае было лишь столько, сколько ему велел уплатить суд. А остальные чьи? Тех, кто регулярно платит за квартиру.

Но неплательщик стоит на своем: “Не платил и не собираюсь!” На суды он ходит, по его выражению, как на цирковое представление с участием клоунов. Если во время первого судебного разбирательства он и не помышлял предъявлять претензии жилконторе, то теперь собирается вчинить ей встречный иск:

- За издевательство над законом и людьми.

Вот как прокомментировала ситуацию руководитель юридического отдела предприятия жилищно-коммунального хозяйства  Юлия Мамай:

- Согласно закону отсутствие договора не освобождает от платы за коммунальные услуги. Это доказала судебная практика. К сожалению, платежеспособность жителей города падает с каждым днем. Многие не платят не потому, что не хотят, а потому, что у них нет денег. Мы понимаем это и потому идем навстречу. Но с Досенко разговор особый. Сейчас мы готовим документы для подачи в суд.

Должник только обрадовался:

- Наконец-то! Сколько можно ждать?

Его долг уже превысил 700 латов.

Анатолий КРЫЛОВ Даугавпилс

Комментировать 19