Утеплиться б рады, договориться сложно… 59

В Даугавпилсе запланированная реновация 9-этажного дома с использованием европейских денег закончилась не начавшись... Жильцы передумали. Протокол об отмене протокола

Дом на Ятниеку, 88, был под пристальным вниманием прессы в течение нескольких месяцев. Жильцы решили стать первопроходцами и использовать европейские деньги на утепление жилья. Энергичный старший по дому, грамотные люди с техническим образованием среди соседей, казалось бы, сдвинули с места неразрешимую проблему.

Панельно-кирпичный дом, где ветры выдувают столь дорогое тепло, планировалось превратить в здание, отвечающее всем современным требованиям. 73 процента владельцев квартир поставили свои подписи под протоколом собрания, одобрив утепление.

Первопроходцам, пример которых мог вдохновить других, помогало самоуправление: во-первых, оно наполовину оплатило энергоаудит; во-вторых, за свои средства сделало технический проект. К тому же твердо пообещало за счет европейских денег погасить половину расходов.

Был объявлен конкурс на проведение всех необходимых работ. Хотя первоначально их стоимость оценивалась в 200 тысяч латов, нашлась фирма, готовая сделать все вдвое дешевле. С учетом финансирования из еврофондов на долю жильцов приходилось 50 990 латов. Была достигнута договоренность о кредитовании, причем без залога. И вдруг – новое собрание и новый протокол: жильцы отказываются от реновации, они передумали. Причина проста: нет денег. Попытки специалистов предприятия жилищно-коммунального хозяйства убедить их, что дело это выгодное, ни к чему не привели.

- Владельцам однокомнатной квартиры за реновацию в течение пяти лет придется платить 12 латов 23 сантима в месяц, – рассказывала на собрании исполнительных директор ПЖКХ Валентина Деделе. – Площадь такой квартиры чуть больше 38 квадратных метров. Дополнительные траты – примерно сорок сантимов за квадратный метр. Сегодня в Даугавпилсе реновирован только один дом – на улице Виенибас, 38а. В феврале плата за тепло здесь составила 63,50 сантима за квадратный метр. А в таком же доме без автоматического узла и без утепления – 1 лат 14 сантимов за квадратный метр. То есть уже в следующем году расходы на реновацию почти окупятся за счет экономии тепла зимой. А через пять лет, когда кредит будет погашен, все наглядно ощутят выгоду проекта. Нужно учесть и то, что дом будет приведен в порядок, жить в нем будет уютнее и теплее.

Почему эти цифры не убеждают жильцов?

- Свой век и в таком доме как-нибудь доживем, а лишних латов у нас нет, – говорят пенсионеры.

- Нет никому веры, деньги заплатишь, будет ли лучше, неизвестно, – опасаются дамы среднего возраста.

А представителей молодого поколения среди жильцов и вовсе нет. В общем, деньги на технический проект и на конкурс потрачены зря, реновация отменяется.

Лучше раз увидеть…

В Резекне ситуация немного лучше: три дома из примерно 330 подписали договоры на реновацию. Остальные пока не торопятся это сделать. Почему?

- Я считаю, что реальный сдвиг произойдет только тогда, когда соседи с завистью будут рассказывать друг другу, как хорошо живется в реновированном доме, – считает исполнительный директор Резекненской думы Раймонд Олехно. – Мы всячески способствовали утеплению самого первого дома – на улице Маскавас. Сейчас жильцы платят за отопление в два раза меньше, чем в таких же домах рядом. Но пока им приходится нести на своих плечах бремя кредита и разница не так ощутима. Беда в том, что к тому времени, когда тарифы взлетят еще выше и станет понятно, как умно поступили все, кто утеплился за счет европейских денег, сами эти деньги могут закончиться. Но пока каждое собрание – это целая революция. Одни не хотят, другие не могут, третьи остаются в меньшинстве.

Казалось бы, убеждают жителей Латвии именно на конкретных примерах. В 2003 году в Латвии был организован конкурс на утепление жилья за средства Министерства среды Германии. Комплексные работы провели в семи многоэтажках, в течение нескольких лет наблюдали за показаниями счетчиков тепла. Отремонтированные дома экономили от 30 до 66 процентов тепла. В среднем в кошельках жителей осталось 56 процентов тех денег, которые прежде они выкидывали фактически за отопление улицы.

В соседях согласья нет

Но здесь срабатывают совершенно другие факторы, и самые логичные аргументы в пользу реновации не действуют.

В одном доме живут и вполне состоятельные люди с хорошим заработком, и пенсионеры, и безработные. Договориться им о совместных тратах почти нереально. Моя соседка, к примеру, в течение зимы хочет поднять температуру воздуха в своей квартире на пару градусов. Холодно ей. Но для этого нужно добиться согласия большинства жильцов на изменение параметров, заданных автоматическому теплоузлу. В дом будет поступать больше тепла, соответственно и платить нужно будет больше. Не уговорила! Говорят, лучше надень шерстяные носки и халат поплотнее, так и согреешься.

А в другой даугавпилсской многоэтажке семью с ребенком, которая написала заявление с просьбой повысить температуру в квартире, соседи заклеймили позором. А вы говорите, 50 тысяч латов…

По данным Латвийского агентства строительства, энергетики и жилья (BEMA), в Латвии утеплено полторы тысячи домов. Меньше всего энтузиастов в Латгалии – здесь только 22 реновированные многоэтажки. Самым активным регионом остается Курземе, где утеплено около 700 домов. По-прежнему отказываются от реновации жильцы около 50 тысяч домов по всей Латвии.

До 2013 года Латвия получит от ЕС 21 миллион евро на утепление. Если не будет четкой программы помощи жильцам – хотя бы в получении ясной и понятной информации, эти деньги проплывут мимо.

Светлана Гартованова

Комментировать 59