Как мы счастливы в Англии… 135

С "Нашей" своим житием-бытием делится бывший даугавпилчанин по имени Вадим, ныне латвийский гастарбайтер в великой Британии. Итак, из первых уст.

Здравствуйте, начну с того, как мы попали в Англию. До кризиса (как уже надоело это слово) мы с женой жили в Даугавпилсе: я работал водителем, жена – в магазине, ребенок ходил в садик. Но вот грянул 2009-й год, и все резко разрушилось: я остался без работы. Меня не уволили – я сам ушел: в Латвии в последнее время часто практикуетса работа, как говорится, “за спасибо”: работаешь-работаешь, а зарплаты все нет. Ну да ладно. В общем, на зарплату жены (что-то в районе латвийской минималки), сами понимаете, не то, что существовать, но и просто даже умереть спокойно невозможно. И я стал искать работу. В Латвии ее искать бессмысленно, оставалось только одно – Старая Добрая Англия.

Пишу все три слова с большой буквы потому, что я впервые увидел страну, где по-настоящему заботятся о людях – не о гражданах своей страны, а просто о людях! Даже о гастрабайтерах, которые всем тут давно надоели, да только никто не знает, как от них избавиться. На дорогу мне надо было всего-ничего – 100 латов и кое-что из вещей. Из Риги в Англию нас отправилось 30 человек… Через двое суток нас привезли на тот берег Ла-Манша, откуда в ясную погоду немного видна Франция. Высадили, разместили в комнатушки по 4-8 человек…

Никто не знал, когда и кто за нами приедет и приедет ли вообще. Я сразу понял, что тут что-то неладное, и, никому ничего не говоря, начал искать новых знакомых из русских. Ходил по улицам – хорошо, что русского человека в Англии видно издалека: все совсем другое – и повадки, и одежда, и лицо. И совершенно случайно я вышел на того, кто подсказал, что нужен человек для работы в теплице. Что нужно будет делать и как, я, естественно, не спрашивал, потому что жил уже на последние деньги, вырученные от продажи привезенных для себя сигарет.

Теплица в 15 км от города принадлежит голландцам. Работа с 6.00 заключалась в обрывании листьев с плантов. Плант – это тоже растение, на котором растут помидоры (только метров 10-12 в высоту). Представляете производительность одного планта? Я вам скажу: это до 150 кг за сезон, а в году их два. Теплица – 7,5 га, плантов там около миллиона, а может, и больше. Точно никто не знает и не считал, потому что считать там просто некогда – если ты остановился, то сразу будешь уволен. Или зазвонил в кармане телефон – уволен, не выдался лицом – уволен. Я там забыл, что такое курить… В общем, обращение в той теплице, как со скотиной, а может, и хуже. Из человека там выжимается, думаю, 300% его КПД.

Я каким-то образом задержался в теплице надолго – видно, лицом вышел. Ну и, естественно, работал, как раб. Через 3 месяца меня даже повысили в должности: поставили работать на электрокар – опускать сверху веревочки, на которых и висят планты. Наверху, на стеклах теплицы, температура летом доходит до +50°, там нереально загораешь круглый год – нас и называют “сникерсами”. Через полгода я стал подумывать о том, чтобы в Англию привезти свою семью. И одновременно стал оформлять разные пособия, которых здесь очень много. А принцип таков: чем меньше человек работает, тем больше пособий от государства он получает – непривычно, правда? К примеру, если ты работаешь по 3 часа в день каким-нибудь уборщиком в магазине, то тебе почти на 100% будут оплачивать жилье плюс выдавать пособие за то, что ты мало получаешь. А еще, если есть ребенок, то и пособие на него. И ты будешь жить так же, как живет человек с приличным заработком.

Когда жена отказалась от пособия на ребенка в Латвии, я пошел оформлять английское пособие. Нам из Латвии прислали документы, в которых были указаны суммы выплат от государства. Англичанка недоуменно повертела в руках бумажку и спросила: “Это Вы в день получали на ребенка 8 латов?”. На ребенка выделили, как работающему родителю, 55 фунтов еженедельно плюс 20 фунтов еще одно пособие – в общем, на 3-х летнего ребенка мы получаем там почти 300 в месяц. И это при том, что нам на 80% оплачивают садик или няню. Минималка тут составляет 800 в месяц на руки – этих денег хватает, чтобы семье из трех человек снимать комнату и хорошо питаться. Но для тех, кто получает только минималку, тут придумано еще одно пособие: нам платят 90 фунтов каждую неделю. Здесь на все есть пособия: даже если ты держишь собаку, тебе дают 300 в месяц, чтобы ты ее хорошо кормил (и не дай Бог сосед увидит, что ты с собакой плохо обращаешься!).

Полиция здесь работает отменно. Стоит раз на кого-то пожаловаться – и они от тебя еще долгое время не отвяжутся: будут приезжать еще месяц и спрашивать, все ли в порядке, не беспокоит ли кто. Я здесь за 1,5 года ни разу не брал с собой даже документы на машину – они, в принципе, не нужны: если что – принесешь в свой полицейский участок потом в течение 2-х недель. Если меня здесь 3 раза за месяц проверил бы полицейский – я уже спокойно могу подавать на него в суд. И этот суд выиграю, ибо здесь никто не имеет права останавливать человека просто так.

В общем, перевез я в Англию жену с ребенком, и стали мы жить вместе. Жене очень скоро надоело сидеть дома, и я договорился со своим голландцем, что он возьмет ее собирать помидоры. Мы живем в маленьком городке с населением в 13 тысяч, услышать английскую речь становится все труднее – звучит, в основном, польская и латышская.

ˮСтолько людей из Латвии, которые вообще не говорят по-русски, я раньше не видел. Они вовремя смотались со своей родины и оставили ее для русских, чтобы те на своих плечах вытянули ее из болота. А потом можно вернуться в Латвию и выгнать русских оттуда…

Здесь каждый за себя. Сигаретку можно и не спрашивать – это не принято (кстати, самые дешевые тут стоят 4,50). Продукты и одежда – очень дешевые. Брендовая одежда тоже стоит очень дешево, по сравнению с Латвией, где накрутка в 300%. В принципе, тут она никакая ни брендовая, а просто одежда. В магазине, правда, вы можете простоять у кассы минут 10 в ожидании, пока кассир поговорит по телефону со своей девушкой. А можете увидеть в супермаркете работника, который сидит в кассе и от нечего делать громко посвистывает. И его не уволят с работы, ведь он свободный человек и ему так нравится. С нами, у кого нет английского паспорта, разговаривают, конечно, иначе.

Зарплаты тут ждать не надо: раз сказано в пятницу – значит, в пятницу в 5 утра деньги уже будут. В пятницу в Англии начинается бардак: все упиваются алкоголем, курят травку, нюхают кокаин и все такое. Штраф за употребление наркотиков – 50 фунтов, а за парковку 70 – смешно, правда? Особенно отрываются гастарбайтеры: в своей стране-то денег не было так “зажигать”, а тут каждую неделю – по 180-200 фунтов! 50 на жилье, 20 на питание, а остальное за выходные можно спустить.

С досугом никаких проблем нет. Семьей регулярно выезжаем погулять в Лондон, где постоянно проводятся праздники на улицах. Мы живем на самом берегу моря на юге Англии – не знаю, может, поэтому тут дети не болеют. Таких чудес мы еще не видели: в Латвии наш ребенок из болезней не вылазил, а тут за 1,5 года даже соплей не было! А какая благодать для любителей рыбалки!

Конечно, мы думаем остаться здесь навсегда! Тут государство о тебе хоть позаботится. Язык надо учить – ходим в школу, через 6 лет можно попытаться сдать на гражданство, встать в очередь на получение социального жилья (кстати, знакомые получили дом через 7 месяцев – развалюха, правда, но свой). Если у вас тут есть хоть какая-то мало-мальская работа, все остальное за вас доплатит государство. И как после этого вернуться в Латвию? Что я там буду делать?

Впрочем, тут все непонятно – от продуктов питания до человеческих отношений. Скажем, грязь на улицах, в буквальном смысле усыпанных собачьими какашками – а на каждом столбе висят предупреждения о штрафе в 1000 фунтов! А еще была вот у нас недавно корпоративка – все for free: хозяин-миллионер заказал нам поваров, музыку и море пива. Как это проводится? Все упиваются, и начинаются танцы с миллионерами наравне. А одеваются миллионеры, между прочим, как советские трактористы из колхоза – в толпе даже за бродяг можно принять. И ездят они на простеньких “мерсах” (в Латвии на таких работяги ездят). Во как бывает…

Комментировать 135